ГОСТ12.1.047-85
ГруппаТ58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМАСТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Вибрация
Методконтроля на рабочих местах и в жилых
помещенияхморских и речных судов
Occupationalsafety standards system. Vibration.
Methodof control at workplaces
andin accommodations of sea and river vessels
ОКП42 7763
Датавведения 1987-01-01
СРОКДЕЙСТВИЯ установлен Постановлением Государственного комитета СССР постандартам от 12 декабря 1985 г. № 3926 с 01.01.87 до 01.01.97
ПЕРЕИЗДАНИЕ.Ноябрь 1988 г.
Настоящий стандартустанавливает метод контроля общей вибрации на рабочих местахэкипажа, в жилых и общественных помещениях (далее жилых помещениях)морских и речных судов всех типов и назначений.
1. Общие положения
1.1. Уровни вибрацииконтролируют в процессе приемо-сдаточных испытаний на головных исерийных судах, а также на судах, прошедших ремонт илипереоборудование, которое могли привести к изменению уровней вибрациив помещениях и на рабочих местах экипажа судна.
1.2. Контроль выполняют сцелью проверки соответствия уровней вибрации на рабочих местахэкипажа; в жилых и общественных помещениях требованиям санитарныхнорм Минздрава СССР.
1.3. В качестве измеряемыхвеличин устанавливаются логарифмический уровень виброускорения La,дБ, относительно исходного значения a(0) = 3x10_-4 мс_-2, илилогарифмический уровень виброскорости Lv, дБ, относительно исходногозначения v(0) = 5x10_-8 мс_-1, в октавных полосах сосреднегеометрическими частотами: 2, 4, 8, 16, 31,5 и 63 Гц.
Амплитудный диапазонизмеряемых параметров от 1x10_-2 до 1x10_2 мс_-2 для виброускорения иот 1x10_-5 до 1x10_-1 мс_-1 для виброскорости.
2. Методика измерений
2.1. Аппаратура
2.1.1. Для измерений вибрацииследует применять аппаратуру по ГОСТ 12.4.012-83.
2.1.2. Перед началом и послеокончания измерений следует проводить калибровку измерительнойсистемы с помощью калибровочного устройства или внутреннегоконтрольного электрического напряжения.
2.1.3. Применяемаяизмерительная аппаратура и используемое калибровочное устройстводолжны иметь действующие свидетельства метрологическойгосударственной поверки.
2.2. Подготовка к проведениюизмерений
2.2.1. Измерения вибрациивыполняют по программе, разработанной и согласованной в установленномпорядке, включаемой в проектную документацию судна и содержащей схемырасположения точек измерения и методические указания по проведениюизмерений.
2.2.2. В машинном отделении,изолированных постах управления, производственных помещениях,расположенных в машинном отделении и вне его, точки измеренийвибрации выбирают на основных рабочих местах и в зонах обслуживанияэнергетической установки, механизмов и устройств: у главного ивспомогательного двигателей, у поста управления, в мастерских, уфронта котла, в районе сепараторов топлива и масла, урыбообрабатывающего оборудования и т.п.
2.2.3. В зонах обслуживанияглавного двигателя точки измерения должны быть расположены на настилемашинного отделения, на расстоянии 0,7-1,0 м от двигателя. Укрупногабаритных двигателей (например, малооборотных дизелей) точкиизмерений располагают на платформах у двигателя. При наличии двух илиболее рядом расположенных двигателей измерения должны выполнять нанастиле между ними.
2.2.4. В изолированных постахуправления, производственных и служебных помещениях площадью до 20кв.м измерения выполняют в центре помещения. В помещениях большейплощади число точек измерений должно быть увеличено из расчета однадополнительная точка на каждые 20-30 кв.м и располагать их должныравномерно по помещению.
На рабочих местах измерениявибрации допускается выполнять также на сиденьях, если основнойрабочей позой является положение сидя и субъективно вибрациявоспринимается как неприятная.
2.2.5. Измерения вибрациипроводят не менее чем в 30% жилых и общественных помещений,равномерно расположенных по палубам с обязательным включениемпомещений, в которых по субъективной оценке наблюдается повышеннаявибрация.
На судах с общим числом каютменее десяти измерения следует выполнять во всех каютах.
Число пассажирских кают, вкоторых следует проводить измерения вибрации, может быть уменьшено до20%, если их общее число на судне более 30, и до 10% - если более100.
Измерения выполняют на полу,в центре помещения, а также на сиденьях и койках, в случае ихкрепления к переборкам и субъективном восприятии вибрации какнеприятной.
2.2.6. Измерения вибрации впродольном и траверзном направлениях выполняют в точках, указанных впрограмме. Эти точки должны быть расположены в машинном отделении (втрюме и на верхней платформе), в центральном посту управления,производственных помещениях, на жилых палубах и на ходовом мостике (врулевой рубке) не менее двух точек на каждом измерительном уровне (повысоте судна) и намечаются они приблизительно одна под другой врайоне лобовой переборки надстройки в диаметральной плоскости судна ина одном из бортов.
Для измерений в других точкахданного измерительного уровня выбирают направление с превалирующейвибрацией или вертикальное, если разница значений измеряемогопараметра вибрации по трем направлениям меньше 2 дБ.
2.2.7. На серийных судахконтроль уровней вибрации может выполняться в уменьшенном объеме посогласованной программе.
2.2.8. В процессе ходовыхприемо-сдаточных испытаний число точек измерений по решению приемнойкомиссии может быть сокращено или дополнено.
2.3. Условия проведенияизмерений
2.3.1. Контроль вибрациипроводят на режиме полного хода при номинальной частоте вращениягребных винтов, работе главных и вспомогательных механизмов и другогооборудования, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна на данномрежиме.
На речных судах, кроме того,по решению комиссии по приемке могут быть выполнены измерения начастичных режимах хода судна.
2.3.2. Измерения на ходовомрежиме проводят:
в районах моря с глубинами неменее четырехкратной осадки судна (для речных судов глубины неоговариваются);
при волнении не выше 3 балловдля судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов для судовводоизмещением 5000 т и выше;
на головных судах в полномгрузе и в балласте. При невозможности в период приемо-сдаточныхиспытаний обеспечить полную загрузку судна, измерения в грузе должныбыть выполнены в одном из первых эксплуатационных рейсов, посогласованию с заказчиком судна. На серийных судах в полном грузе илив балласте, о чем делают соответствующую запись в протоколеиспытаний. Во всех случаях осадка кормы должна гарантировать полноепогружение винта;
при движении судна прямымкурсом. Допускается перекладка руля на угол не более 2 град. на левыйили правый борт.
2.3.3. На технических судах исудах промыслового флота измерения выполняют на ходовом ипроизводственном режимах при спецификационных условиях. Впроизводственно-технологических помещениях судов промыслового флотаизмерения вибрации в период ходовых испытаний выполняют при работетехнологического оборудования без рыбообработки.
2.3.4. Измерения вибрациивыполняют в оборудованных согласно спецификации и подготовленных киспытаниям помещениях. В каютах, особенно с виброизолированными("плавающими") полами, кроме операторов, проводящихизмерения, может находиться не больше людей, чем предусмотреноспецификацией для данного помещения.
2.4. Проведение измерений
2.4.1. Измерения вибрациивыполняют в точках, указанных в пп.2.2.2-2.2.6.
2.4.2. При измерении вибрациив случае необходимости для установки датчика допускается использоватьпромежуточную металлическую пластину круглой или прямоугольной формытолщиной 4 - 5 мм, диаметром (или стороной прямоугольника) (200+/-50) мм. Допускается применение промежуточных элементов с другимиразмерами, если они не вносят дополнительных погрешностей визмерения. Промежуточную пластину с закрепленным в ее центревибропреобразователем прижимают к измеряемой поверхности ногамистоящего человека. При наличии на палубе помещений ковровых илидругих мягких покрытий пластину с датчиком устанавливают поверхпокрытия. На сиденьях и койках пластину с датчиком размещают междучеловеком и измеряемой поверхностью.
2.4.3. При измерениипараметров периодической вибрации отсчет проводят по среднемупоказанию прибора.
В соответствии с ГОСТ12.1.034-81 время измерений в октавных полосах сосреднегеометрическими частотами 2 и 4 Гц должно составлять не менее20 с, в октавах 8 и 16 Гц не менее 2 с, в октавах 31,5 и 63 Гц неменее 1 с.
2.4.4. При необходимостиопределения параметров случайной вибрации (при движении во льдах, наземснарядах при дноуглубительных работах) время измерений в октавахот 2 до 63 Гц должно составлять не менее 120 с;
для измерений параметровслучайной вибрации следует применять приборы с постоянной времени неменее 120 с или осуществлять магнитную регистрацию с последующиманализом в лабораторных условиях.
3. Обработка и оформлениерезультатов измерений
3.1. Результаты измеренийвибрации, выполненных в каждой точке в соответствии с пп.2.2.2 -2.2.6, с внесенными в них поправками, сопоставляют с соответствующимисанитарными нормами.
3.2. Результаты измеренийдолжны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим следующиеданные:
наименование и тип судна;
номер проекта и порядковыйномер в серии;
наименованиеорганизации-проектанта и завода-изготовителя;
год постройки судна, портприписки;
дату проведения испытаний;
район испытаний, глубину,состояние моря (реки);
данные о загрузке судна;
режим работы судна иэнергетической установки (нагрузка и частота вращения главныхдвигателей, частота вращения гребных винтов, работающиедизель-генераторы);
сведения о применяемойизмерительной аппаратуре (наименование, тип, данные о поверке);
наименование организации,должность и фамилии операторов, выполнявших измерения;
заключение по результатамизмерений вибрации с оценкой соответствия их санитарным нормам.
К протоколу испытанийприлагают таблицу с обработанными результатами измерений, указаниеммест и точек измерений. Форма таблицы приведена в справочномприложении.
3.3. Протокол испытанийпередается для принятия решения приемной комиссии и являетсясоставной частью приемного акта судна.
Приложение
Справочное
Форматаблицы результатов измерений вибрации.
Уровнивибрации в помещениях теплохода "______________"
Наименованиепомещений и расположение точек измерений | Направление | Уровнивиброускорения (виброскорости), дБ, в октавных полосах частот, Гц | |||||
2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 | ||
Машинноеотделение Допустимаянорма точка1 точка2 | В П Т В | Числовыезначения нормы Числовыезначения результатов измерений | |||||
.. . | |||||||
.. . | |||||||
.. . | |||||||
Постыуправления | |||||||
Допустимаянорма | |||||||
Центральныйпост управления, у пульта | В | ||||||
П | |||||||
.. . | Т | ||||||
Производственныепомещения | |||||||
Допустимаянорма | |||||||
Мастерская | |||||||
Камбуз | |||||||
.. . | |||||||
Служебныепомещения | |||||||
Допустимаянорма | |||||||
Рулеваярубка | |||||||
.. . | |||||||
.. . | |||||||
.. . | |||||||
Жилыепомещения | |||||||
Допустимаянорма | |||||||
каюта№ . . . | |||||||
.. . | |||||||
.. . |
Наименованиеорганизации,
должностии подписи операторов,
выполнявшихизмерения ______________