ГОСТ 12.1.020-79 (1996 с изм 1 1985, изм 2 1987)


ГОСТ 12.1.020-79

(СТ СЭВ 5710-86)


Группа Т58




ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИТРУДА


Шум.
Метод контроля на морских и речныхсудах

Occupational safety standards system
.
Noise.Method of control for sea and river vessels



Дата введения 1980-07-01




ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ



     1РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР


     РАЗРАБОТЧИКИ:

     

     В.И.Зинченко, канд. техн. наук; А.Г. Ельник, канд. техн. наук; В.М.Спиридонов, канд. техн. наук; Г.Д. Изак, канд. техн. наук; Д.И.Лазаренко, д-р мед. наук; М.А. Леонов; Е.И. Сергеев, канд. физ.-мат.наук (руководитель темы); О.В. Гладкова; О.К. Кубяк, канд. мед. наук;И.И. Вареников


    2УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственногокомитета СССР по стандартам от 21.08.79 N 3163


    3Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5 лет


    4Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5710-86.


    5В стандарт введен международный стандарт ИСО 2923-75.


    6ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ


+------------------------------------------------------------------+

¦Обозначение НТД, на который дана ¦ Номер пункта ¦

¦ ссылка ¦ ¦

+------------------------------------------------------------------+


ГОСТ 12.1.003-83 1.2


ГОСТ12.1.050-86 1.3; 2.2.3


ГОСТ 17168-82 2.1.1


ГОСТ 17187-81 2.1.1


ГОСТ 23941-79 1.1


     7Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.89 N 3705 снято ограничениесрока действия


    8ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1996 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ N 1, 2, утвержденными виюле 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС N 10-85, 1-88).



    Настоящийстандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах,в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее местах
нахождения людей) морских иречных судов всех типов и назначений.


    Степеньсоответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена вприложении 2.


    (Измененнаяредакция, Изм. N 2).



    1Общие положения



    1.1Контроль уровней шума долженпроизводиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичныхголовных, серийных судах и судах, прошедших ремонт илипереоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума вместах нахождения людей.


    Серийныесуда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовыехарактеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.


    Точностьметода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена среднимквадратическим отклонением результата измерения.


    1.2Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума вместах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующимсанитарным нормам.


    Еслипо результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующихнорм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиямистандарта ИСО 2923.


    1.3В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровеньзвука L(А), дБ.А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавныхполосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц.Эквивалентный уровень звука L(Aэкв), дБ.А определяют принеобходимости по ГОСТ 12.1.050
-86.


    Насерийных судах допускается в качестве основной изменяемой величиныпринимать уровень звука L(А), дБ.А.


    Допускаетсяизмерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах сосредними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.


    Длясравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавныхполосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавныхполосах частот.


    1.1-1.3(Измененная редакция, Изм. N 2).



    2Методика измерений



    2.1Аппаратура


    2.1.1Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры поГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.


    Допускаетсяприменение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры присоответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ17187-81.


    Измерительнаяаппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности.


    (Измененнаяредакция, Изм. N 1, 2).


    2.1.2Перед началом и после
окончанияизмерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами длявнесения поправки в результаты измерений.


    (Измененнаяредакция, Изм. N 2).


    2.2Условия проведения измерений


    2.2.1В зависимости от назначения судна контроль шума должен производитьсяна основном спецификационном режиме:


    режимеполного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращенияглавных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% отспецификационной частоты вращения);


    производственномрежиме.


    2.2.2Измерения на ходовом режиме следует производить при движении суднапрямым курсом (максимальное отклонение руля +/-3 град.), при волнениине выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - длясудов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или вбалласте.


    2.2.3На судах технического и промыслового флота измерения следуетвыполнять на ходовом в производственном режиме при спецификационныхусловиях. В производственных помещениях и на рабочих местах наоткрытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиямиГОСТ 12.1.
050-86.


    2.2.4Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешаетсяотсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработкерезультатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах,включенных на полную расчетную производительность, системахвентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении,не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не болеештатного.


    Вовремя проведения измерений следует исключить помехинепроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.);уровень производственных помех учитывается в соответствии стребованиями стандарта ИСО 2923-75.


    Поправкидля учета уровня помех приведены в приложении 1.


    2.2.5В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно бытьвключено электрорадионавигационное оборудование.


    Допускаетсяпроводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями ииллюминаторами, если это обычно
принято.


    Накрыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.


    2.2.1-2.2.5(Измененная редакция, Изм. N 2).


    2.2.6На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должнабыть включена система вентиляции трюмов.


    (Введендополнительно, Изм. N 2).


    2.3Проведение измерений


    2.3.1В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, взонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетическойустановки судна, а также в районах основных источников шума.


    (Измененнаяредакция, Изм. N 2).


    2.3.2В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точкиизмерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в среднейих части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей накаждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. Приналичии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 мизмерения производятся между двигателями.


    2.3.3В машинных отделениях площадью до 15 кв. м измерения
выполняются не менее, чем вдвух точках, расположенных в средней части между двигателем ибортами.


    2.3.4В изолированных постах управления, производственных и служебныхпомещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этихпомещений.


    2.3.5В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 кв. мизмерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 кв. м- в точках с интервалами не более 7 м.


    Еслипредварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которыхуровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на10 дБ.А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека,выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значениемшумовых характеристик.


    2.3.6В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилойнадстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболеешумной точке, которую находят предварительными измерениями уровнязвука.


    2.3.7При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 мот настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты,переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегатыи др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящегоизмерения.


    Еслирасстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точкуизмерения выбирают на половине этого расстояния.


    Приизмерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должениметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должныбыть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикойпримененного противоветрового устройства.


    2.3.8При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройствдвигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофонустанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м откромки отверстия под углом 30 град. к оси потока.


    2.3.9При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно",при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебанияхстрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.


    2.3.3-2.3.9(Измененная редакция, Изм. N 2).



    3Обработка и оформление результатов измерений



    3.1Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.


    (Измененнаяредакция, Изм. N 2).


    3.1.1(Исключен, Изм. N 2).


    3.2Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний,содержащим:


    наименованиеи тип судна;


    номерпроекта и порядковый номер в серии;


    наименованиеорганизации-проектанта и завода-строителя;


    годпостройки судна, порт приписки;


    датупроведения испытаний;


    наименованиеорганизации и фамилии операторов, производивших измерения;


    данныео районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря(реки, озера);


    информациюо загрузке судна;


    сведенияо режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частотавращения главных двигателей, частота вращения винта, работающиедизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;


    переченьизмерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);


    оценкусоответствия уровней шума действующим нормативам;


    дополнительныеданные (отступления от программы, наличие тональных или импульсныхшумов и т.п.).


    Кпротоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатовизмерений.


    (Измененнаяредакция, Изм. N 2).


    3.3Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.


    3.4(Исключен, Изм. N 2).



Приложение1
(справочное)


Поправки для учета уровня помех
(п.6.3стандарта ИСО 2923-75)



+------------------------------------------------------------------+

¦Разность между уровнем шума ¦ Поправки к результатам ¦

¦ и уровнем помех, дБ ¦ измерений, дБ ¦

+------------------------------------------------------------------+


10 и выше 0


6-9 - 1


4-5 - 2


3 - 3





Приложение2
(справочное)


Соответствие требований ГОСТ12.1.020-79
требованиям СТ СЭВ 5710-86



+------------------------------------------------------------------+

¦ ГОСТ 12.1.020-79 ¦ СТ СЭВ 5710-86 ¦

+------------------------------------------+-----------------------¦

¦Пункт ¦ Содержание требований ¦ Пункт ¦ Содержание ¦

¦ ¦ ¦ ¦ требований ¦

+------------------------------------------------------------------+


1.1 Точность методаконтроля согласно - -

ГОСТ 23941-79 должнабыть оценена

средним квадратическимотклонением

результата измерения


     (Введенодополнительно, Изм. N 2).