ГОСТ 25902-83

ГОСТ 25902-83


УДК725.4:534.84:006.354 Группа Ж25


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР


Зрительныезалы

Методопределения разборчивости речи


Auditoria.Speech intelligibility

determinationmethod


ОКП 5030

Датавведения 1984-01-01


РАЗРАБОТАН

Научно-исследовательскиминститутом строительной физики (НИИСФ) Госстроя СССР

Государственнымкомитетом СССР по кинематографии


ИСПОЛНИТЕЛИ

Л.И. Макриненко,канд. техн. наук (руководитель темы); Э.Л. Виноградова, канд. техн.наук; Н.Г. Сасковец; О.В. Ларина; Ю.В. Полянский


ВНЕСЕННаучно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ)Госстроя СССР

Директор В. А.Дроздов


УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР поделам строительства от 30 июня 1983 г. N 133


Настоящийстандарт устанавливает метод определения разборчивости речи взрительных залах различного назначения, а также в аудиториях,конференц-залах, залах совещаний и других помещениях, предназначенныхдля публичных выступлений (в дальнейшем - в залах). Метод основан навосприятии слушателями специального текста (артикуляционных таблиц).

Определениеразборчивости речи следует проводить в залах с естественнойакустикой, а также оборудованных электроакустическими системамиусиления или воспроизведения звука.

Определениеразборчивости речи в новых и реконструируемых залах следует проводитьво время работы рабочей комиссии по приемке этих помещений вэксплуатацию; при этом в залах с количеством мест свыше 1200определение разборчивости речи является обязательным. Необходимостьопределения разборчивости речи в новых и реконструируемых залах сколичеством мест 1200 и менее, а также в существующих залахустанавливается соответственно заказчиком или предприятием,организацией, учреждением, в ведении которых находятся указанныепомещения.

Термины,используемые в стандарте, и их пояснения приведены в справочномприложении 1.


1.Условия определения разборчивости речи

1.1. Определениеразборчивости речи должно проводиться в пустом зале. Температуравоздуха, работа систем кондиционирования или вентиляции, освещениядолжны соответствовать обычным условиям эксплуатации зала.Электроакустическая система, предусмотренная в зале, должна работатьв нормальном режиме эксплуатации.

1.2. Количествомест в зале, на которых определяется разборчивость речи, должно бытьравным числу участвующих в определении разборчивости речи слушателей.В симметричном зале допускается выбирать места в одной его половине;во второй половине зала следует брать несколько мест для контролясимметрии.

1.3. Дляопределения разборчивости речи в залах вместимостью до 2000 человекследует привлекать 1 группу слушателей, вместимостью св. 2000 до 5000человек - 2 группы слушателей, вместимостью св. 5000 человек - 3группы слушателей по 20 человек в каждой группе и проводитьцикличную смену мест в пределах каждой группы.

1.4. В числослушателей должны включаться лица в возрасте от 18 до 35 лет, имеющиеопыт записи читаемого текста, а также нормальный слух, определяемыйорганами здравоохранения.

1.5. Дляопределения разборчивости речи должна быть сформированаорганизационная группа в составе руководителя и членов группы. Числочленов организационной группы должно превышать на 1 количество группслушателей.

1.6. Рабочийпост руководителя должен располагаться вблизи дикторов, а членыорганизационной группы должны находиться в зале.

1.7. Дляопределения разборчивости речи используются артикуляционные таблицы,соответствующие ГОСТ 7153-68.

1.8. Для чтенияартикуляционных таблиц следует привлекать двух профессиональныхдикторов (мужчину и женщину). Допускается привлечениепрофессиональных актеров-чтецов. Дикторы должны зачитывать таблицы натех же местах, что и в условиях эксплуатации зала (на эстраде,трибуне, сцене).

1.9. В техслучаях, когда в зале применяется система воспроизведения звука,например, в зрительных залах кинотеатров, вместо речи дикторов должнаиспользоваться фонограмма (магнитная, оптическая и др.)артикуляционных таблиц. Первичная запись для фонограммы должна бытьпроизведена в заглушенной камере или в студии для записи речи.Технические параметры фонограммы должны соответствовать параметрамприменяемой для воспроизведения звука аппаратуры.

1.10. Пиковыйуровень звука, создаваемый речью диктора, на расстоянии 1 м от негодолжен находиться в пределах 65-75 дБА. Пиковые уровни звукаконтролируются руководителем визуально по максимальному отклонениюстрелки шумомера I класса по ГОСТ 17187-81 в режиме "медленно",при этом не допускается изменение громкости произношения слогов ирежима усиления.

1.11. Фоновыйуровень шума (дБА) должен быть измерен членами организационной группыв соответствии с ГОСТ 23337-78.

1.12.Правильность произношения диктором слогов контролируется членамиорганизационной группы непосредственно по артикуляционным таблицамили с помощью контрольной записи на магнитофоне. Если диктор сделаетошибку, то для оценки должен приниматься действительно произнесенныйслог.

1.13. Каждаяартикуляционная таблица должна применяться при определенииразборчивости речи в данном зале (аудитории) только один раз.

1.14. Повторноепривлечение одних и тех же слушателей для определения разборчивостиречи допускается не ранее чем через 3 мес.


2.Определение разборчивости речи

2.1. Членыорганизационной группы должны установить на выбранных в соответствиис пп. 1.2 и 1.3 местах зала хорошо видимые номера и раздатьслушателям бланки. Образец бланка приводится в обязательномприложении 2.

2.2.Руководитель организационной группы должен ознакомить слушателей идикторов с их обязанностями в соответствии с обязательным приложением3. После этого слушатели должны занять обозначенные номерами места, адикторы, получив у руководителя артикуляционные таблицы, -соответствующее место на эстраде (трибуне, сцене).

2.3. Дикторы поочереди должны зачитать по одной артикуляционной таблице, а слушатели - их записать. Эти таблицы являются тренировочными и в дальнейшем недолжны использоваться.

2.4. Послепрочтения тренировочных таблиц дикторы, чередуясь, должны зачитыватьпо одной артикуляционной таблице для определения разборчивости речи.В условиях применения в зале системы воспроизведения звука тексттаблиц должен передаваться в зал с помощью этой системы.

2.5. При чтениитаблиц перед каждым слогом должна произноситься вводная фраза:"Запишите, пожалуйста ...". Общая продолжительность чтениявводной фразы и слога, а также последующей паузы должна составлятьпримерно 3 с.

2.6. Слушателидолжны разборчиво записывать обычной орфографией читаемые дикторамислоги в бланки так, как они их услышали. В случае, когда слушатель несмог расслышать слог, им в соответствующей графе бланка долженставиться прочерк. Поправки в бланке не допускаются.

2.7. Послезаписи в бланк двух таблиц слушатели должны перемещаться на другиеместа согласно правилу цикличной смены мест и записывать следующиедве таблицы. Процедура записи таблиц заканчивается с завершениемцикла смены мест.

2.8. В случаенарушения нормального хода определения разборчивости речи (внезапныйшум в зале, выключение освещения и т. п.) заполняемый бланк долженисключаться из оценки, а дикторы должны зачитывать следующие дветаблицы. В случае нарушения хода определения разборчивости речи уодного или нескольких слушателей соответствующие бланки в оценкутакже не включаются.

2.9. Общаяпродолжительность определения разборчивости речи в зале не должнапревышать 3 ч; примерно через 1,5 ч необходимо сделать перерыв на15-20 мин.

2.10. Поокончании определения разборчивости речи члены организационной группыдолжны собрать у слушателей заполненные бланки, а руководитель -заполнить позиции 1-13 протокола определения разборчивости речи всоответствии с обязательным приложением 4.

2.11. Членыорганизационной группы должны сверить заполненные бланки соригиналами артикуляционных таблиц, отметить записанные ошибочно инезаписанные слоги, а затем подсчитать число правильно записанныхслогов.

2.12. Слоговаяразборчивость в данном месте зала (i - номер места) должна определяться для каждогослушателя как отношение (в процентах) числа правильно записанныхслогов к их общему числу в бланке (100 слогов). Вычисленныерезультаты должны быть представлены по каждой группе слушателей вформе таблицы в соответствии с обязательным приложением 4.

2.13. Среднеезначение слоговой разборчивости на данном месте зрительного зала вычисляется по формуле

(1)


где N - числослушателей.



2.14.Среднеквадратичная ошибка на данном месте зала определяется по формуле

(2)

2.15. Изтаблицы, указанной в п. 2.12, необходимо исключить результаты,отличающиеся от среднего значения слоговой разборчивости на величину, большую удвоенной среднеквадратичной ошибки ,и провести окончательный расчет среднего значения слоговойразборчивости и среднеквадратичной ошибки согласно пп. 2.13 и 2.14.

2.16.Окончательные результаты определения разборчивости речи должны бытьпредставлены в форме таблицы, включающей средние значения слоговойразборчивости речи и среднеквадратичные ошибки на выбранных местахзала. Форма таблицы приводится в обязательном приложении 4.

2.17. Длянаглядности результаты определения разборчивости речи допускаетсяпредставлять в виде кривых равной разборчивости речи на плане зала.При этом следует проставлять средние значения слоговой разборчивости,полученные на выбранных местах зала.

2.18.Ориентировочные классы средних значений слоговой разборчивостиприведены в справочном приложении 5.

2.19. Порезультатам определения разборчивости речи при необходимости должныбыть даны рекомендации по улучшению условий слышимости в зале.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное


Термины,используемые в стандарте, и их пояснения


Разборчивость поСТ СЭВ 2833-80 - отношение (в процентах) правильно принятых на слухфонетических элементов к общему количеству переданных элементов,создающих группы, не имеющих смысла.

Артикуляционнаятаблица - таблица с нанесенными на нее фонетическими элементами речи,используемыми при определении разборчивости.

Цикличная сменамест - способ смены мест слушателями, при котором каждый слушатель сзанимаемого им места переходит на место, порядковый номер которого наединицу больше. Слушатель, находящийся на последнем по порядку месте,переходит на первое место. Цикл заканчивается, когда все слушателипобывают на всех пронумерованных местах.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное


Образецбланка


Наименованиезала__________________________________________________

Дата____________________ Слушатель ________________________________

ф.и. о.

Место___________________

ТаблицаN________________


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10













а












б












в












г












д



Таблица N_______________












а












б












в












г












д



Р =______________ %


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обязательное


Обязанностислушателей и дикторов при определенииразборчивости речи


Непосредственноперед определением разборчивости речи руководитель организационнойгруппы должен ознакомить слушателей и дикторов с целью работы,которая заключается в оценке степени пригодности данного зрительногозала (с системой усиления или воспроизведения звука или без них) дляпередачи речевых программ.

Обязанностислушателей

Слушатели,получив у членов организационной группы бланки для записи, должнызанять в зале места, обозначенные номерами, и освоить прослушивание изапись артикуляционных таблиц. Для этого дикторы должны зачитать поодной таблице слогов, а слушатели разборчиво, обычной орфографиейзаписать слоги в бланк так, как они их услышали. В случае, когдаслушатель не смог расслышать слог, в соответствующей графе бланка ондолжен поставить прочерк. Поправки в бланке не допускаются. Поокончании записи этих двух таблиц слушатели помечают использованныйбланк словом "тренировка" и остаются на своих местах. Приэтом они могут выяснить все возникшие вопросы, обратившись круководителю или членам организационной группы.

После тренировкислушатели должны приступить к основному прослушиванию и записи таблицслогов. На бланке необходимо проставить свою фамилию и инициалы,номер места и номер таблицы (наименование зала и дату членыорганизационной группы должны проставить на бланках заранее). Дикторыпоочередно должны зачитать по одной таблице, а слушатели - ихзаписать в бланки, как и во время тренировки. В случае, когда услушателя произошло нарушение записи одной из таблиц, он долженобратиться к одному из членов организационной группы, находящихся взале. После записи в бланк двух таблиц слушатели должны переместитьсяна места, порядковый номер которых на единицу больше номеров техмест, где они находились. Слушатель, сидевший на последнем по порядкуместе, должен переместиться на первое место. После смены местпроцедура прослушивания и записи таблиц слогов повторяется. Работаслушателей заканчивается, когда все слушатели побывают на всехпронумерованных местах. После этого слушатели должны сдать бланки сзаписями членам организационной группы.

Обязанностидикторов

При чтенииполученных у руководителя организационной группы артикуляционныхтаблиц дикторы должны располагаться лицом к слушателям. Текст таблицнеобходимо читать четко, с литературным произношением. Дикторы должнызачитывать по одной таблице, после чего делать перерыв примерно на 1мин с тем, чтобы слушатели смогли провести смену мест. Приступая кчтению очередной таблицы, диктор должен объявить ее номер. Передкаждым слогом таблицы следует произносить вводную фразу: "Запишите,пожалуйста,...". Общая продолжительность чтения вводной фразы,слога и последующей паузы должна составлять примерно 3 с. Для того,чтобы дикторы усвоили заданные темы и громкость чтения, перед началомработы необходимо продемонстрировать им магнитную запись чтениятаблицы профессиональным диктором или провести с ними тренировкучтения таблицы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Обязательное


ПРОТОКОЛОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ


1. Название иназначение зрительного зала_______________________________________

2. Дата______________________________________________________________________

3. Планзрительного зала (с указанием масштаба), на котором отмечены местарасположения слушателей и дикторов (прилагается к протоколу).

4.Характеристика зрительного зала (объем и числомест)___________________________

5. Режим работызала (естественная акустика, звукоусиление, звуковоспроизведение)___

_______________________________________________________________________________

6. Количествослушателей и групп слушателей ____________________________________

7. Составорганизационной группы (Ф. И. О. идолжности)__________________________

8. Дикторы (Ф.И. О.)__________________________________________________________

9. Уровеньзвука, создаваемого речью диктора(дБА)_______________________________

10. Фоновыйуровень шума в зале (дБА)__________________________________________

11. Номераиспользованных артикуляционных таблиц______________________________

12.Продолжительность определения разборчивости речи__________________________

13.Электроакустические системы зала (число и местоположение включенныхмикрофонов и расположение диктора; тип используемой системыгромкоговорителей, расположение громкоговорителей)_____________________________________________________________

14. Слоговаяразборчивость на выбранных местах (форма 1), средние значенияслоговой разборчивости и среднеквадратичные ошибки на выбранныхместах (форма 2).

15. Названиеорганизации, проводившей определение разборчивости

____________________________________________________________________________

16. Подписьруководителя______________________________________________________

Название иназначение зрительного зала____________________________________________

Дата___________________

Форма 1


Но-мера слу- ша- те- лей


Ф.И.О.



Слоговаяразборчивость, %, на выбранных местах

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


1























2























.

.

.























20
























Название иназначение зрительного зала _________________________________

Дата____________________


Форма 2



Номера группслушателей



Номера мест


Средниезначения слоговой разборчивости, %



Среднеквадратичныеошибки, %



Класс


1


2


3


4


5








ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Справочное


Ориентировочныеклассысреднихзначений разборчивости речи в залах


Класс


Условияслышимости


Средниезначения слоговой разборчивости, %


I


Отличные


Св. 90


II


Хорошие


" 80 до90


III


Удовлетворительные


" 70 "80


IV


Неудовлетворительные


До 70