ГОСТ 24146-89

ГОСТ24146-89


УДК725.8:634.843.242:006.534 Группа Ж25


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ЗРИТЕЛЬНЫЕЗАЛЫ


Методизмерения времени реверберации


Auditoria.Method of measurement of reverberation time


ОКП5009

Дата введения 1990-01-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ


1. РАЗРАБОТАННаучно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Всесоюзнымнаучно-исследовательским кино-фотоинститутом Госкино СССР


ВНЕСЕННаучно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР


ИСПОЛНИТЕЛИ

Л.И. Макриненко, д-р техн.наук (руководитель темы); Х.А. Щиржецкий, канд. техн. наук; А.Н.Чесноков; Ю.А. Индлин, канд. техн. наук; Ю.А. Козлов; М.Ю. Ланэ,канд. техн. наук; Ю.В. Полянский


2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного строительного комитета СССРот 16.06.89 № 96


3. ВЗАМЕН ГОСТ 24146-80


4. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ


ОбозначениеНТД, на который дана ссылка

Номерпункта, подпункта

ГОСТ6495-84

1.1,2.1, 2.2, 2.3

ГОСТ16123-88

2.2,2.3

ГОСТ17168-82

2.2

ГОСТ17187-81

2.4

ГОСТ23262-88

2.3

ГОСТ24863-87

2.4


Настоящийстандарт устанавливает метод измерения времени реверберации влекционных залах, конференц-залах, концертных залах, зрительных залахтеатров, кинотеатров и цирков, спортивных залах, залах многоцелевогоназначения.


1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Измерения времениреверберации в залах необходимо проводить в третьоктавных полосахчастот со средними геометрическими частотами и границами полос поГОСТ 17168.

Измерения проводят в 16третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 125 до4000 Гц.

1.2. Звуковой сигнал приизмерениях следует создавать громкоговорителем, излучающимтретьоктавные полосы шума. В качестве звукового сигнала допускаетсяприменять нефильтрованный шум, звуковые импульсы взрывного типа(например, холостые выстрелы из пистолета), отрывки оркестровоймузыки.

Примечание. При исполненииоркестровой музыки необходимо выбирать отрывки, в которых после резкообрывающегося tutti-fortissimo следует пауза длительностью 3-5 с. Всостав оркестра не должны включаться инструменты, имеющие собственнуюреверберацию (литавры, контрабасы, цимбалы, рояль).

1.3. Пояснения терминов,используемых в настоящем стандарте, приведены в приложении 1.


2.СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ


2.1. Диапазон частот всехприборов, используемых при измерениях, должен не менее чем на 10%превышать номинальный диапазон измерений, т. е., пользуясь методомрасчета по ГОСТ 17168, должен быть не уже 100-5000 Гц.

2.2. В состав излучающеготракта (схему соединений см. черт. 1a)входят следующие приборы:

генератор шума низкочастотный- отклонение уровня спектральной плотности мощности шума на выходегенератора, измеренное в третьоктавных полосах - не более 1,5 дБ;распределение мгновенных значений напряжения на выходе генераторадолжно быть нормальным не менее чем до трехкратного среднегоквадратического значения;

фильтры электрическиетретьоктавные по ГОСТ 17168, класс точности не ниже 2;

усилитель мощности по ГОСТ16123;

громкоговоритель по ГОСТ16123 для измерений в диффузном поле (при использовании бытовыхакустических систем по ГОСТ 23262, группа сложности не ниже 1).

2.3. В состав приемноготракта (схему соединений см. черт. 1б) входят следующиеприборы:

микрофон конденсаторныйненаправленный - приемник давления по ГОСТ 6495, группа сложности нениже 2;


Блок-схемааппаратуры для измерения времени реверберации



1 - генератор шума; 2 -фильтры; 3 - ключ; 4 - усилитель мощности; 5 - громкоговоритель;

6 - конденсаторный микрофон;7 - микрофонный усилитель; 8 - самописец; 9 - шумомер


Черт. 1


микрофонный усилитель по ГОСТ16123;

фильтры электрическиетретьоктавные по ГОСТ 17168, класс точности не ниже 2;

динамический диапазонсамописца уровня не менее 50 дБ, скорость записи пера не менее 300дБ/с.

2.4. В приемном трактедопускается применять:

магнитофон по ГОСТ 24863,группы сложности не ниже 2 с динамическим ненаправленным микрофономпо ГОСТ 6495, группы сложности не ниже 2;

шумомер (микрофон смикрофонным усилителем) по ГОСТ 17187.

2.5. Термометр долженизмерять температуру воздуха с точностью ±1° С.

2.6. Психрометр долженизмерять относительную влажность воздуха с точностью ±5%.


3.ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ


3.1. Перед измерением времениреверберации определяют и заносят в протокол (см. приложение 2)степень заполнения зала слушателями и исполнителями, а также основныепараметры зала.

Примечание. Положениетрансформируемых элементов зала и сцены должно быть отражено впротоколе измерений.

3.2. Перед измерениямиследует проводить калибровку аппаратуры на соответствие ее поверочнымхарактеристикам. Если результаты калибровочных измерений отличаютсяот поверочных характеристик, то соответствующий блок заменяют.

3.3. Источник звука,применяемый при измерениях времени реверберации, следуетпоследовательно устанавливать в тех же местах, где размещаютсяосновные источники звука в данном зале.

Примечание. При использованиив качестве источника звука громкоговорителей системы озвучения заласледует использовать только те из них, которые находятся в областисцены (портальная группа). В залах, не имеющих сцены и сценическойгруппы излучателей (например, спортивные залы), системы озвучениявключают в рабочем режиме эксплуатации. При этом все частотныекорректоры ставят в нейтральные положения, линии задержки иревербераторы должны быть исключены.

3.4. При измерениях времениреверберации приемный микрофон следует разместить не менее чем в трехточках зала.

Примечание. В зрительныхзалах с балконами измерения следует проводить в партере, под балкономи на балконах. В залах, имеющих присоединенные объемы к основномузрительскому объему зала (например, сценическая часть зала при сценахколосникового типа), измерения следует проводить также и в этихобъемах. При этом в каждом из присоединенных объемов измерения такжеследует проводить не менее чем в трех точках.

3.5. Микрофон при измеренияхдолжен быть расположен на расстоянии не менее 1 м от ограждающихконструкций, а также на высоте не менее 1 м от верха кресел приотсутствии слушателей и не менее 2,3 м над уровнем пола зала приналичии слушателей.

3.6. Микрофон при измеренияхдолжен быть удален от источника звука не менее чем на 1/4 длиныпомещения; при применении остронаправленных источников звука(например, высокочастотные звенья громкоговорителей) их акустическиеоси не должны быть направлены на микрофон.


4.ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ


4.1. Непосредственно передначалом измерений времени реверберации в зале определяют температуруи влажность воздуха, которые заносят в протокол измерений.

4.2. При проведении измеренийвремени реверберации звуковое поле в зале создают при включенииприборов по блок-схеме черт. 1a(передающий тракт); причем согласование технических характеристикаппаратуры (см. пп. 2.1 и 2.2) должно обеспечивать отношениесигнал/общий уровень фона в зале не менее 40 дБ в номинальномдиапазоне частот во всех точках измерений.

4.3. Регистрацию процессареверберации проводят приемным трактом (см. черт. 1б) послевыключения источника звука (размыкание ключа 3 на черт. 1a).

Примечание. Вместо блоков 6,7 допускается применять шумомер по п. 2.4.

4.4. При репетиционном иполном заполнении зала в зависимости от его специфики допускаетсясоздавать звуковое поле нефильтрованным шумом, импульсами взрывноготипа и отрывками оркестровой музыки (см. п. 2.2) при условиисохранения по всей площади зала отношения сигнал/общий уровень фонане менее 40 дБ (см. п. 5.2).

В приемном тракте допускаетсятакже вместо блоков 6, 7 или 9 (см. черт. 1б) использоватьпромежуточную магнитную запись через динамический микрофон(требования к техническим характеристикам см. п. 2.4) с последующимлабораторным анализом реверберации по всем диапазонам частот.

4.5. При проведении измеренийв каждой точке необходимо получить требуемое для статистическогоанализа число записей с динамическим диапазоном сигнал/фон не менее35 дБ.

Минимально требуемое числозаписей составляет:

5 - при частотном диапазоне125-315 Гц;

4 - при частотном диапазоне400-1000 Гц;

3 - при частотном диапазонеболее 1000 Гц.

Примечание. Скорость движениябумаги на самописце подбирают так, чтобы угол наклона уровнеграммыпроцесса реверберации был около 45° по отношению к направлениюдвижения бумаги.


5.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


5.1. Каждую из полученныхзаписей уровнеграмм процесса реверберации аппроксимируют прямойлинией на участке от минус 5 до минус 35 дБ по отношению к начальномууровню звукового давления. Записи, которые нельзя аппроксимироватьуказанным способом, не учитывают.

5.2. Время реверберации вточке измерения определяется как среднее арифметическое значенийвремени реверберации (T),в секундах, полученных из отдельных записей спадания уровня звуковогодавления по формуле



где s- длина проекции прямой, аппроксимирующей кривую спадания уровнязвукового давления, на направление движения бумаги самописца уровня,см;

g- скорость движения бумаги самописца уровня, см/с.

5.3. Время реверберации залаTзрассчитывается как среднее арифметическое значений времениреверберации, определенных в точках измерений. Результаты расчетаследует округлять до 0,05 с.

Примечание. В тех случаях,когда значения времени реверберации в разных частях зала отличаютсяболее чем на 10%, необходимо установить среднее арифметическоезначение времени реверберации для каждой части зала отдельно.

5.4. Результаты измеренийпредставляют в виде таблицы частотной зависимости Tзв протоколе (см. приложение 2).



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное


ПОЯСНЕНИЕТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ


Термин

Пояснение

Времяреверберации

Время,в течение которого уровень звукового давления в помещенииуменьшается на 60 дБ после прекращения действия источника звука

Импульсвзрывного типа

Короткийзвуковой сигнал, возникающий при имитации в помещении явленияслабого взрыва (выстрел из стартового пистолета или холостойвыстрел из ружья, искровые разряды и т. д.). Для использованияэтого импульса в качестве испытательного сигнала при измерениивремени реверберации длительность импульса и пиковый уровеньзвукового давления должны обеспечить в исследуемом частотномдиапазоне по всей площади помещения отношение сигнал/шум не менее40 дБ

Степенизаполнения зала:


нулевоезаполнение

Состояние,при котором зрительный зал подготовлен к эксплуатации, но незаполнен исполнителями и слушателями

репетиционноезаполнение

Состояние,при котором зрительный зал заполнен только исполнителями

полноезаполнение

Состояние,при котором в зрительном зале находятся исполнители и слушатели вколичестве от 80 до 100% вместимости зала.


Примечание.При равномерной рассадке слушателей, состояние полного заполнениядостигается при 70% заполнения.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное


ПРОТОКОЛИЗМЕРЕНИЙ ВРЕМЕНИ РЕВЕРБЕРАЦИИ


Содержание протокола:


1. Назначение и названиеисследуемого зала.

2. План и разрез зрительногозала с указанием масштаба, а также мест расположения источника звукаи точек измерения (прилагается к протоколу).

3. Степень заполнения зала.

4. Объем зала.

5. Число и тип кресел (видобивки, ее толщина и положение сидений).

6. Описание формы иматериалов отделки внутренних поверхностей зала.

7. Состояние оборудования иоснащения зала и сцены (необходимо указать положение трансформируемыхэлементов, противопожарного занавеса - опущен или поднят, состояниеоркестровой ямы - открыта или закрыта; оснащение сцены и оркестровойямы).

8. Температура иотносительная влажность воздуха.

9. Описание источника звука итипа измерительного сигнала (в случае использования отрывковмузыкальных произведений в исполнении оркестра необходимо указатьназвание и место в партитуре произведения и состав оркестра).

10. Таблица данных измеренийвремени реверберации.

11. Название организации,должность, фамилия и инициалы лиц, проводивших измерения.

12. Дата проведенияизмерений.