ГОСТ Р ИСО 14001-98

ГОСТ P ИСО 14001-98

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВОПО ПРИМЕНЕНИЮ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом классификации, терминологии иинформации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт)Госстандарта России

ВНЕСЕН Научно-техническимуправлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕПостановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378

3 Настоящий стандартпредставляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО14001—96 «Системы управления окружающей средой.Требования и руководство по применению».

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


ГОСТ P ИСО 14001-98

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВОПО ПРИМЕНЕНИЮ

Environmental managementsystems. Specification with guidance for use

Дата введения 1999104101

Введение

Различного рода организациистановятся все более заинтересованными в том, чтобы добитьсядостаточной экологической эффективности и демонстрировать ее,контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг наокружающую среду с учетом своей экологической политики и целевыхэкологических показателей. Они делают это в условиях все большегоужесточения законодательства, развития экономической политики идругих мер, направленных на охрану окружающей среды, а также вусловиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросамиокружающей среды, включая устойчивое развитие.

Многие организации провелиэкологический «анализ» или «аудит», чтобыоценить свою экологическую эффективность. Однако сами по себе эти«анализы» и «аудиты» могут бытьнедостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность итом, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшембудет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственнойполитикой. Чтобы быть действенными, эти «анализы» и«аудиты» должны проводиться в рамках структурированнойсистемы административного управления и объединяться в единое целое собщей административной деятельностью.

Международные стандарты,распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены дляобеспечения организаций элементами эффективной системы управленияокружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементамиадминистративного управления, с тем чтобы содействовать организациямв деле достижения экологических и экономических целей. Эти стандарты,так же как и другие международные стандарты, не предназначены дляиспользования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либоувеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на неезаконом.

Настоящий стандартустанавливает требования к такой системе управления окружающейсредой. Он разработан так, чтобы его можно было применить корганизациям всех типов и размеров с учетом различных географических,культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана нарисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя навсех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшимруководством. Такого рода система дает организации возможностьустанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем чтобысформулировать ее экологическую политику и целевые экологическиепоказатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателями продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этогостандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охранеокружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранениибаланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить,что многие требования могут рассматриваться одновременно илипересматриваться в любое время.

Рисунок1 — Модель системы управления окружающей средой согласноданному стандарту

Есть важное различие междунастоящим стандартом, содержащим требования ксертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организациио ее системе управления окружающей средой, и не утвержденнымиофициально руководящими указаниями, предназначенными для оказанияобщей помощи организации в вопросах реализации или улучшения системыуправления окружающей средой. Управление окружающей средой охватываетвесь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии иконкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этогостандарта может быть использована организацией для того, чтобызаинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащейсистемы управления окружающей средой.

Руководство по обеспечениюметодов управления окружающей средой будет приведено в другихмеждународных стандартах.

Настоящий стандарт содержиттолько те требования, которые могут быть подвергнуты объективнойаудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/илисамостоятельного заявления. Организациям, которым требуется болееобщее руководство по широкому диапазону проблем, касающихся системыуправления окружающей средой, следует обратиться к стандарту ГОСТ РИСО 14004.

Следует отметить, чтонастоящий стандарт не устанавливает абсолютных требований кэкологической эффективности помимо содержащихся в сформулированнойполитике обязательств соответствовать применяемым законодательнымактам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, двеорганизации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающиеразличную экологическую эффективность, могут обе соответствоватьтребованиям этого стандарта.

Принятие и систематическоевыполнение методов управления окружающей средой могут датьоптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однакопринятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальныхрезультатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевыхэкологических показателей, система управления окружающей средойдолжна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрениинаилучшей существующей технологии там, где это целесообразно иэкономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитыватьэкологическую эффективность такой технологии.

Стандарт не предназначен длярассмотрения аспектов управления безопасностью и гигиеной (охраной)труда и не содержит требований к ним: однако он не запрещаеторганизациям заняться проблемой интеграции таких элементов системыадминистративного управления. Тем не менее, процесссертификации/регистрации будет применим только к аспектам системыуправления окружающей средой.

К настоящему стандартуприменимы те же общие принципы системы административного управления,что и к стандартам на системы качества серии ГОСТ Р ИСО 9000.Организации могут выбрать для использования существующую системуадминистративного управления, согласующуюся с серией ГОСТ Р ИСО 9000,в качестве основы для своей системы управления окружающей средой.Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различныхэлементов системы административного управления может варьироваться взависимости от целей и заинтересованных сторон. В то время каксистемы административного управления качеством имеют дело спотребностями пользоваться, системы управления окружающей средойобращены к потребностям широкого круга заинтересованных сторон иразвивающимся потребностям общества, касающимся охраны окружающейсреды.

Требования к системеуправления окружающей средой, содержащиеся в настоящем стандарте,необязательно должны устанавливаться независимо от существующихэлементов системы административного управления. В некоторых случаяхпоявится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптациисуществующих элементов системы административного управления.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандартустанавливает требования к системе управления окружающей средой вцелях оказания помощи организации в определении ее политики и целевыхпоказателей с учетом требований законов и данных о значительныхвоздействиях на окружающую среду. Он применим к тем экологическимаспектам, которые организация может контролировать и на которые онапредположительно может оказывать влияние. Стандарт не устанавливаетконкретных критериев экологической эффективности.

Настоящий стандарт применим клюбой организации, которая хочет:

а) внедрить, поддержать иулучшить систему управления окружающей средой;

б) удостовериться в своемсоответствии сформулированной ею экологической политике;

в) продемонстрировать этосоответствие другим;

г) добитьсясертификации/регистрации внешней организацией своей системыуправления окружающей средой;

д) самостоятельно определитьсоответствие такой системы настоящему стандарту и самой заявить обэтом соответствии.

Все требования, содержащиесяв настоящем стандарте, предназначены для включения в любую системууправления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть оттаких факторов как экологическая политика организации, характер еедеятельности и условия, в которых она функционирует. В приложении Асодержится информативное руководство по использованию требований.Область любого применения настоящего стандарта должна быть четкоопределена.

Примечание — Дляпростоты использования подпункты настоящего стандарта и приложения Аимеют схожие номера. Например, в подпунктах 4.3.3 и А.3.3рассматриваются целевые и плановые экологические показатели, а вподпунктах 4.5.4 и А.5.4 — аудит системы управления окружающейсредой.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящее время нормативныессылки отсутствуют.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящемустандарту используются приведенные ниже определения.

3.1 Постоянное улучшение(continual improvement) — процесс усовершенствования системыуправления окружающей средой с целью повышения общей экологическойэффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание Этот процесс необязательно происходит одновременно во всех сферахдеятельности.

3.2 Окружающая среда(environment) — внешняя среда, в которой функционируеторганизация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору,фауну, человека и их взаимодействие.

Примечание — В данномконтексте под понятием «внешняя среда» подразумеваютсяпонятия от «среда в пределах организации» до «глобальнаясистема».

3.3 Экологический аспект(environmental aspect) — элемент деятельности организации, еепродукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающейсредой.

Примечание — Важнымэкономическим аспектом является тот аспект, который оказывает илиможет оказать значительное воздействие на окружающую среду.

3.4 Воздействие на окружающуюсреду (environmental impact) — любое отрицательное илиположительное изменение в окружающей среде, полностью или частичноявляющееся результатом деятельности организации, ее продукции илиуслуг.

3.5 Система управленияокружающей средой (environmental management system) — частьобшей системы административного управления, которая включает в себяорганизационную структуру, планирование, ответственность, методы,процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения,реализации, анализа и поддержания экологической политики.

3.6 Аудит системы управленияокружающей средой (environmental management system audit) —систематический и документально оформленный процесс проверкиобъективно получаемых и оцениваемых данных для определениясоответствия системы управления окружающей средой, принятой ворганизации, критериям аудита такой системы, установленным даннойорганизацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходеэтого процесса, руководству.

3.7 Целевой экологическийпоказатель (environmental objective)— общий целевой показательсостояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики,которого организация стремится достичь и который выражаетсяколичественно, если это реально.

3.8 Экологическаяэффективность (характеристики экологичности) (environmentalperfonnance) — измеряемые результаты системы управленияокружающей средой, связанные с контролированием организацией ееэкологических аспектов, основанных на ее экологической политике, атакже на целевых и плановых экологических показателях.

3.9 Экологическая политика(environmental policy) — заявление организации о своихнамерениях и принципах, связанных с ее общей экологическойэффективностью, которое служит основанием для действия и установленияцелевых и плановых экологических показателей.

3.10 Плановый экологическийпоказатель (environmental target) — детализированное требованиев отношении эффективности, выраженное количественно там, где этореально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает изцелевых экологических показателей и которое должно быть установлено ивыполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.

3.11 Заинтересованная сторона(interested party) — отдельное лицо или группа лиц, которыезаинтересованы в экологической эффективности организации или накоторые эта эффективность воздействует.

3.12 Организация(organization) — компания, объединение, фирма, предприятие,орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерныеили неакционерные, государственные или частные, которые выполняютсвои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.

Примечание —Применительно к организациям с более чем одной функционирующейорганизационной единицей одна такая единица может быть определена какорганизация.

3.13 Предотвращениезагрязнения (prevention of pollution) — использованиепроцессов, практических методов, материалов или продукции, которыепозволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним имогут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмыуправления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание —Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являютсяуменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышениеэффективности и снижение стоимости.

4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕУПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

4.1 Общие требования

Организация должнаразработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управленияокружающей средой, требования к которой приведены в разделе 4.

4.2 Экологическая политика

Высшее руководство должноопределить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы этаполитика:

а) соответствовала характеру,масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации,продукции или услуг;

б) включила обязательство вотношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения еезагрязнения;

в) включала обязательство вотношении соответствия надлежащему природоохранному законодательствуи регламентам, а также другим требованиям, с которыми организациясогласилась;

г) предусматривала основу дляустановления целевых и плановых экологических показателей и иханализа;

д) документально оформлялась,внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всехслужащих;

е) были доступна длиобщественности.

4.3 Планирование

4.3.1 Экологическиеаспекты

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы)идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукцииили услуг, которые она может контролировать и на которые онапредположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты,которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия наокружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты,связанные с этими значительными воздействиями, приняты во вниманиепри определении целевых экологических показателей организации.

Организация должна постоянноактуализировать эту информацию.

4.3.2 Требованиязаконодательных актов и другие требования

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуруидентификации требований законодательных актов и других требований иполучение доступа к тем требованиям, с которыми организациясоглашается и которые применяются к экологическим аспектам еедеятельности, продукции или услуг.

4.3.3 Целевые и плановыеэкологические показатели

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документальнооформленные целевые и плановые экологические показатели для каждогосоответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации.

При установлении и анализесвоих целевых показателей организация должна учитывать требованиязаконодательных актов и другие требования, свои важные экологическиеаспекты, свои технологические варианты, свои финансовые,эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также точкузрения заинтересованных сторон.

Целевые и плановыеэкологические показатели должны быть согласованы с экологическойполитикой, включая обязательство по предотвращению загрязненияокружающей среды.

4.3.4 Программа(ы)управления окружающей средой

Организация должнаразрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы)достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такаяпрограмма должна включать:

а) распределениеответственности за достижение целевых и плановых экологическихпоказателей для каждого соответствующего подразделения и уровня врамках организации;

б) средства и сроки, вкоторые они должны быть достигнуты.

Если проект связан с новымиразработками и новыми или модифицированными видами деятельности,продукции или услуг, то программа должна быть изменена там, где этонеобходимо, чтобы обеспечить применимость системы управленияокружающей средой к такому проекту.

4.4 Внедрение ифункционирование

4.4.1 Структура иответственность

Обязанности, ответственностьи полномочия должны быть определены, документально оформлены идоведены до сведения всех, кого это касается, с тем чтобысодействовать эффективному управлению окружающей средой.

Руководство организациидолжно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системыуправления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включаютв себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию ифинансовые ресурсы.

Высшее руководствоорганизации должно назначать своего(их) специального(ых)представителя(ей), который(е) независимо от других обязанностейдолжен(ны) иметь определенные ответственность и полномочия для того,чтобы:

а) гарантировать, чтотребования системы управления окружающей средой выполняются иподдерживаются на надлежащем уровне в соответствии с настоящимстандартом;

б) представлять отчеты офункционировании системы высшему руководству для анализа и в качествеосновы для совершенствования системы управления окружающей средой.

4.4.2 Обучение,осведомленность и компетентность

Организация должна определятьсвои потребности в обучении персонала.

Она должна требовать, чтобывесь персонал, чья работа может в значительной степени повлиять наокружающую среду, прошел соответствующее обучение.

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры,позволяющие ее служащим или сотрудникам каждого соответствующегоподразделения и уровня понимать:

а) важность соответствияэкологической политике, процедурам и требованиям системы управленияокружающей средой;

б) существенные, реальные илипотенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду ипользу в повышении персональной эффективности для окружающей среды;

в) свои обязанности и своюответственность в деле достижения соответствия экологической политикеи процедурам, а также требованиям системы управления окружающейсредой, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и креагированию на них;

г) потенциальные последствияотступлений от установленных рабочих процедур.

Персонал, выполняющий работы,которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду,должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующимобразованием, подготовкой и/или практическим опытом.

4.4.3 Связь

Относительно своихэкологических проектов и системы управления окружающей средойорганизация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состояниипроцедуры:

а) внутренней связи междуразличными уровнями и подразделениями организации;

б) получения надлежащихсообщений от внешних заинтересованных сторон, их документальногооформления и ответа на них.

Организация должнапредусмотреть процессы внешних сообщений о своих важных экологическихаспектах и регистрации своих решений.

4.4.4 Документация системыуправления окружающей средой

Организация должна определятьк поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном илиэлектронном носителе для:

а) описания основныхэлементов системы административного управления и их взаимодействия;

б) указания связанной с нимидокументации.

4.4.5 Управлениедокументацией

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управлениявсеми документами, которые требуются согласно настоящему стандартудля того, чтобы:

а) их можно было найти;

б) они периодическианализировались, пересматривались по мере необходимости иутверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

в) текущие изданиясоответствующих документов были доступны во всех местах, гдепроводятся работы, важные для эффективного функционирования системыуправления окружающей средой;

г) устаревшие документы сразуизымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другимспособом предотвращалось их непреднамеренное использование;

д) любые устаревшиедокументы, оставленные для юридических целей и/или для сохранениясведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

Документация должна бытьудобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны бытьуказаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке ихраниться в течение указанного срока. Должны быть установленыпроцедуры и определены обязанности, касающиеся разработки иактуализации документов различного вида. Процедуры должныподдерживаться в рабочем состоянии.

4.4.6 Управлениеоперациями

Организация должнаидентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны сидентифицированными важными экологическими аспектами, согласующимисяс ее политикой, целевыми и плановыми экологическими показателями.Организация должна планировать эти виды деятельности, включаятехническое обслуживание, с тем чтобы гарантировать их выполнение взаданных условиях путем:

а) установления и поддержанияв рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когдаотсутствие процедур может привести к отступлениям от экологическойполитики, целевых и плановых экологических показателей,

б) обусловливания впроцедурах рабочих критериев;

в) установления и поддержанияв рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важнымиэкологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией,и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованияхпоставщикам и подрядчикам.

4.4.7 Подготовленность каварийным ситуациям и реагирование на них

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедурыидентификации возможности возникновения катастроф и аварийныхситуаций к реагирования на них, а также предотвращения и смягчениявоздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этимиситуациями.

Организация должнаанализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры,касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагированияна них, особенно после возникновения катастрофы или аварийнойситуации.

Организация также должнапериодически проверять такие процедуры, если это осуществимо.

4.5 Проведение проверок икорректирующие действия

4.5.1 Мониторинг иизмерения

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированныепроцедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристиксвоих операций и видов деятельности, которые могут существенновоздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрациюинформации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащимимерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановымэкологическим показателям организации.

Аппаратура контроля должнаповеряться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиесяэтих процессов, должны сохраняться согласно процедурам, установленныморганизацией.

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированнуюпроцедуру периодического оценивания соответствия действующимприродоохранному законодательству и регламентам.

4.5.2 Несоответствие икорректирующие и предупреждающие действия

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры поопределению ответственности и полномочий относительно выявления иизучения несоответствия, принятия мер для смягчения любых причиненныхвоздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих ипредупреждающих действий.

Любое корректирующее илипредупреждающее действие, предпринятое для устранения причиндействительного и потенциального несоответствий, должно бытьпропорционально важности проблем и соразмерно выявленному воздействиюна окружающую среду.

Организация должна провести изарегистрировать любые изменения в документированных процедурах врезультате корректирующих и предупреждающих действий.

4.5.3 Зарегистрированныеданные

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедурыидентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных обокружающей среде. Эти данные должны включать в себя сведения обобучении и результаты аудитов и проведенных анализов.

Зарегистрированные данные обокружающей среде должны быть удобочитаемыми, идентифицируемыми ипрослеживаемыми по охваченным видам деятельности, продукции илиуслуге. Эти экологические данные должны храниться и вестись такимобразом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений,порчи или потери. Срок их хранения должен быть установлен изафиксирован.

Зарегистрированные данныедолжны актуализироваться, как это необходимо для системы иорганизации, с тем чтобы продемонстрировать соответствие требованиямнастоящего стандарта.

4.5.4 Аудит системыуправления окружающей средой

Организация должнаустанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) ипроцедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой,проводимых для того, чтобы:

а) определить:

1) соответствует ли системауправления окружающей средой запланированным мероприятиям поуправлению окружающей средой, в том числе требованиям настоящегостандарта,

2) должным ли образом системауправления окружающей средой реализуется и поддерживается в рабочемсостоянии,

б) предоставить информацию орезультатах аудита руководству.

Программа аудита дляорганизации, включая любой график, должна быть основана назначимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности ина результатах предыдущих аудитов. Для того чтобы бытьисчерпывающими, процедуры аудита должны охватывать областьраспространения аудита, частоту и методологию его проведения, а такжеответственность и требования к проведению аудитов и регистрированиюрезультатов.

4.6 Анализ со стороныруководства

Высшее руководствоорганизации должно анализировать систему управления окружающей средойчерез установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить еепостоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализасо стороны руководства должен обеспечивать сбор информации,необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должендокументально оформляться.

Анализ со стороны руководствадолжен проводиться для определения возможной потребности в измененияхполитики, целевых показателей и других элементов системы управленияокружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихсяобстоятельств к обязательств по постоянному улучшению.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)


РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮТРЕБОВАНИЙ

Приложение содержитдополнительную информацию и предназначено для того, чтобы избежатьнеправильного толкования настоящего стандарта. Приложение касаетсятолько требований к системе управления окружающей средой,содержащихся в разделе 4.

А.1 Общие требования

Предполагается, что внедрениесистемы управления окружающей средой, описанной в настоящемстандарте, приведет к повышению экологической эффективности. В основестандарта лежит концепция, согласно которой организация должнапериодически анализировать и оценивать свою систему управленияокружающей средой, чтобы выявить благоприятные возможности для ееулучшений и их реализации. Улучшения системы управления окружающейсредой должны в результате привести к дополнительному повышениюэкологической эффективности.

Система управления окружающейсредой предусматривает структурированный процесс для достиженияпостоянного улучшения; скорость и размах этого процесса должныопределяться организацией с учетом экономических к другихобстоятельств. Несмотря на то, что в результате выборасистематического подхода можно ожидать некоторого повышенияэкологической эффективности, следует понять, что система управленияокружающей средой является средством, дающим организации возможностьдостичь того уровня экологической эффективности, который она самасебе установила, и систематически контролировать его. Создание ивведение в действие системы управления окружающей средой само по себенеобязательно приведет к немедленному уменьшению отрицательноговоздействия на окружающую среду.

Организация обладает свободойи гибкостью в определении своих пределов и может внедрить этотстандарт в рамках всей организации или ее отдельной функциональнойединицы либо отдельных видов деятельности. Если стандарт внедряетсядля отдельной функциональной единицы либо отдельного виладеятельности, политика и процедуры, разработанные другими частямиорганизации, могут использоваться для выполнения требований этогостандарта при условии, что они применимы к данной отдельнойфункциональной единице либо отдельному виду деятельности, на которыебудет распространяться стандарт. Уровень детализации и сложностисистемы управления окружающей средой, объем документации и выделяемыересурсы будут зависеть от масштаба организации и характера еедеятельности. Это может быть верно, в частности, для малых и среднихпредприятий.

Интеграция экологическихаспектов с общей системой административного управления может внестисвой вклад в эффективное внедрение системы управления окружающейсредой, а также в результативность и четкое распределениеобязанностей.

Настоящий стандарт содержиттребования к системе административного управления, основанные надинамическом циклическом процессе «маневрирование, внедрение,контроль и анализ».

Система должна позволитьорганизации:

а) определять экологическуюполитику, подходящую для нее самой;

б) идентифицироватьэкологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих илипланируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобыопределить существенные воздействия на окружающую среду;