ГОСТ Р 17.2.02.06-99

ГОСТ Р17.2.02.06-99


УДК502.3:006.354 Группа Д24


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Охранаприроды


АТМОСФЕРА


Нормыи методы измерения содержания

оксидауглерода и углеводородов в отработавших

газахгазобаллонных автомобилей


Nature protection. Atmosphere.

Norms and methods of measuring of carbon monoxide

and hydrocarbons content in exhaust gases from motor vehicles

with spark ignition engines used gas fuel


ОКП45 6143

Датавведения 2000—07—01



Предисловие


1РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315«Эксплуатация автотранспортных средств»


2ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16ноября 1999 г. № 405-ст


3ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ



1Область применения


Настоящийстандарт распространяется на эксплуатируемые на территории РоссийскойФедерации легковые и грузовые автомобили, автобусы,специализированные автомобили, специальные автомобили (далее —автомобили) и двигатели с искровым воспламенением, работающие нагазовом топливе: сжиженном углеводородном (нефтяном) газе иликомпримированном (сжатом) природном газе, а также на газе и бензине(далее — газобаллонные автомобили и двигатели).

Стандартустанавливает нормы и методы измерения содержания оксида углерода иуглеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей идвигателей при их работе на двух режимах холостого хода: минимальнойчастоте вращения коленчатого вала двигателя nmin иповышенной nпов, равной 0,8nном.


2Нормативные ссылки


Внастоящем стандарте используются ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ8.513—84 Государственная система измерений. Поверка средствизмерений. Организация и порядок проведения

ГОСТ12.1.003—83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общиетребования безопасности

ГОСТ12.1.005—88 Система стандартов безопасности труда. Общиесанитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ12.1.012—90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационнаябезопасность. Общие требования


3Термины и определения


Внастоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующимиопределениями и сокращениями:

рабочаятемпература: Температура охлаждающей жидкости или моторногомасла, рекомендуемая предприятием-изготовителем, при которойавтомобиль может начинать движение.

исправнаявыпускная система: Выпускная система автомобиля в полнойкомплектности, не имеющая механических или коррозионных поврежденийкорпусных деталей и соединений.

постояннаявремени газоанализатора: Время от впуска газа в газоанализатор дополучения результата.

СНГ —сжиженный углеводородный (нефтяной) газ;

СПГ —компримированный (сжатый) природный газ;

СО —оксид углерода;

СН —углеводороды.


4Нормы содержания вредных веществ


4.1Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газахавтомобилей, работающих на газе, не должно превышать норм,приведенных в таблице 1.


Таблица1— Предельно допустимое содержание оксида углерода иуглеводородов в отработавших газах автомобилей


Частота вращения коленчатого вала двигателя

Оксид углерода, объемная доля, % по видаммоторного топлива

Углеводороды, объемная доля, млн-1 повидам моторного топлива и рабочему объему

Оксид углерода, объемная доля, % по видаммоторного топлива

Углеводороды, объемная доля, млн-1 повидам моторного топлива и рабочему объему


СНГ

СПГ

для двигателей с рабочим объемом, дм3

СНГ

СПГ

для двигателей с рабочим объемом, дм3




до 3 включ.

св. 3



до 3 включ,

св. 3




СНГ

СПГ

СНГ

СПГ



СНГ

СПГ

СНГ

СПГ


Для автомобилей, выпущенных до 01.07.2000 г.

Для автомобилей, выпущенных после 01.07.2000 г.

nmin

3,0

3,0

1000

800

2200

2000

3,0

2,0

1000

700

2200

1800

nпов

2,0

2,0

600

500

900

850

2,0

1,5

600

400

900

750

Примечание—Частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу nminи nпов устанавливают в технических условиях и инструкции поэксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, припроверках принимают nmin=(800±50) мин-1, nпов=(3000±10) мин-1


4.2При обнаружении (в результате проведенной проверки в условияхэксплуатации) автомобиля, имеющего повышенное содержание оксидауглерода или углеводородов в отработавших газах хотя бы на одном изпроверяемых режимов, или в хотя бы в одной из выпускных систем (приналичии раздельных выпускных систем) автомобиль считается техническинеисправным.

4.3Предприятия, изготовляющие газобаллонную аппаратуру, должныпредусматривать устройство для пломбирования регулировочных винтов.

4.4Конструкция топливной аппаратуры должна обеспечивать содержание СО иСН в пределах установленных норм в течение всего срока ее службы спериодичностью регулировки не менее 10000 км пробега, при соблюденииправил, указанных в технических условиях и инструкции по эксплуатацииавтомобиля.

4.5Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км,предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы.Эти нормы должны обеспечивать соблюдение норм, указанных в таблице 1,после пробега 3000 км до гарантийного срока.


5Методы измерения


5.1Общие требования

5.1.1Измерения проводят:

а) напредприятиях, эксплуатирующих автомобили:

привыборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию;

послетехнического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлови систем, влияющих на изменение содержания оксида углерода иуглеводородов;

б) напредприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническомуобслуживанию и ремонту автомобилей, после осуществления услуг иработ;

в)после переоборудования автомобиля или двигателя для работы на газе;

г)после капитального ремонта автомобиля (двигателя);

д)при государственных технических осмотрах автомобилей.

5.1.2Если на автомобиле выпускные системы раздельны, то измерения должныпроводиться в каждой из них отдельно.

5.1.3Требования к газоанализаторам и тахометрам приведены в приложении А.

5.1.4Все средства измерения должны быть поверены в соответствии с ГОСТ8.513.


5.2Проведение измерений

5.2.1Проверяют исправность выпускной системы (внешним осмотром) ипрогревают двигатель до рабочей температуры, указанной в инструкциипо эксплуатации автомобиля.

5.2.2Устанавливают рычаг переключения передач (избиратель скорости дляавтоматической коробки передач) в нейтральное положение.

5.2.3Затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель(при его работе), открывают капот и подключают тахометр.

Устанавливаюти закрепляют пробоотборный зонд газоанализатора в выпускной трубеавтомобиля на глубину не менее 300 мм от среза.

5.2.4Запускают двигатель и полностью открывают воздушную заслонкусмесителя или карбюратора-смесителя.

Увеличиваютчастоту вращения вала двигателя до nпов и работаютна этом режиме не менее 15с.

5.2.5Устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя и не ранеечем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

5.2.6Устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя nпови не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода иуглеводородов.

5.2.7Все результаты измерений фиксируют в журнале (приложение А).

5.2.8Организации, имеющие разрешение от специально уполномоченного органаисполнительной власти на проведение работ по регулировке двигателя натоксичность, после проведения работ должны ставить свои пломбы ивыдавать талон (приложение Б) с соответствующей отметкой опрохождении регулировки и с результатами измерений.

5.2.9При превышении нормы СО и СН необходимо осуществить регулировкугазобаллонной аппаратуры согласно указаниям в технических условиях иинструкции по эксплуатации автомобиля.


6Требования безопасности


6.1Если проверку автомобиля на содержание оксида углерода иуглеводородов проводят в помещении, это помещение должно бытьоборудовано принудительной вентиляцией, обеспечивающейсанитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ12.1.005.

6.2Уровень шума в помещении, где проводят проверку, не должен превышатьнорм, установленных в ГОСТ 12.1.003.

6.3Уровень вибрации в помещении, где проводят проверку, не долженпревышать норм, установленных ГОСТ 12.1.012, раздел 2.

6.4При проведении измерений или регулировок двигателя в помещении навыпускную трубу автомобиля следует надевать газоотводной шланг,выводящий газы, минуя помещение, в атмосферу, при этом в шланг долженбыть вмонтирован пробоотборник газоанализатора.

6.5При измерении СО и СН должны быть приняты меры, исключающиевозможность самопроизвольного перемещения автомобиля.



ПРИЛОЖЕНИЕА

(рекомендуемое)


Формажурнала записи результатов проверок автомобилей

насодержание оксида углерода и углеводородов




Дата



Модель


Государственный



Вид

Содержание оксида углерода и углеводородов вотработавших газах, %



Подпись


проверки

автомобиля

регистрац ионный

используемого

до

регулировки

после регулировки

проводившего

Примечание



знак

топлива

СО

СН

СО

СН

проверку






nmin

nпов

nmin

nпов

nmin

nпов

nmin

nпов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14





























Примечание—Если до регулировки содержание СО и СН в норме, то в графах 5—8ставят прочерк.




ПРИЛОЖЕНИЕБ

(рекомендуемое)


Талонтоксичности


Владелецавтомобиля____________________________________________________________

Модельавтомобиля______________________________________________________________

Годвыпуска____________________________________________________________________

Государственныйрегистрационный знак ____________________________________________

Рабочийобъем__________________________________________________________________

Видмоторного топлива___________________________________________________________




Результаты измерений

Дата проверки

Режим проверки

Оксид углерода, объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, %

Наименование организации, проводившей проверку(подпись ответственного лица и печать)


nmin





nпов






Ключевыеслова: автотранспортное средство, газомоторное топливо, методыизмерения, нормы выбросов