СТ СЭВ 4940-84

СТСЭВ 4940-84


УДК625.711(100):656.05:658.532 ГруппаЖ81


СТАНДАРТСЭВ


ДОРОГИАВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ


Учетинтенсивности движения


Датавведения 1987-01-01



ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ


1. Автор ¾делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в областитранспорта.


2. Тема23.800.05-82.


3. Стандарт СЭВутвержден на 56-м заседании ПКС.


4. Сроки началаприменения стандарта СЭВ:



Срокиначала применения стандарта СЭВ

Страны- члены СЭВ

вдоговорно-правовых отношениях

поэкономическому и научно-

техническомусотрудничеству

внародном хозяйстве

НРБ

Июль1986 г.

Июль1986 г.

ВНР

Январь1986 г.

Январь1986 г.

СРВ

ГДР

Январь1985 г.

¾

РеспубликаКуба

МНР

ПНР

Июль1988 г.

Июль1988 г.

СРР

¾

¾

СССР

Январь1987 г.

Январь1987 г.

ЧССР

Июль1986 г.

Июль1987 г.


5. Срок проверки- 1989 г.


6. Используемыемеждународные документы по стандартизации: Рекомендация ОСЖД АВТР-199/I в части используемых терминов.


Настоящийстандарт СЭВ распространяется на автомобильные дороги (включаяавтомагистрали), используемые для международных автомобильныхсообщений (далее - международные дороги), и устанавливает основныетребования к подготовке, проведению, обработке и оформлениюрезультатов учета движения, которые используются при планировании ипроектировании строительства и реконструкции международных дорог, атакже при проведении мероприятий по организации и обеспечениюбезопасности движения.

Настоящийстандарт СЭВ не распространяется на участки международных дорог,расположенные в пределах населенных пунктов (застроенных территорий).


1.Общие положения


1.1. Целью учетадвижения, проводимого на международных дорогах, является получениепервичных данных о величине интенсивности движения и его составе потипам транспортных средств.

1.2. Для учетадвижения применяется выборочный метод определения интенсивностидвижения в поперечном сечении дороги, позволяющий учесть наблюдаемуюв течение года неравномерность движения, а оценка результатов учетапроводится математико-статистическими методами.

1.3. Учетдвижения на международных дорогах, как правило, следует проводитьчерез каждые пять лет в годы с конечной цифрой 0 или 5. Допускаетсяпроведение учета движения в другие годы с приведением полученныхданных к годам с конечной цифрой 0 или 5.

1.4. Учетдвижения на международных дорогах может проводиться в рамкахнационального учета движения.


2.Подготовка и проведение учета


2.1. Учетинтенсивности движения должен проводиться на всех без исключениямеждународных дорогах, которые включаются в соответствующую сетьучета.

2.2. Сеть учетаразбивается на участки учета. Участки учета представляют собойотрезки международных дорог, для которых определяемая на этихучастках интенсивность движения будет достаточно показательной.

2.3. Границамиучастков учета являются места на международных дорогах, гдепредполагается изменение интенсивности и состава движения.

На каждомучастке назначается соответствующий пункт учета, положение котороговыбирается с условием обеспечения достаточной видимости.

2.4. Приназначении пунктов и участков учета следует учитывать методлокализации, используемый в автоматизированной системе для числовогоописания международной сети дорог.

2.5. Сеть учета,положение и нумерация пунктов учета на местности и границы участковучета должны быть указаны на плане пунктов учета (черт. 1).


1-международный номер дороги; 2 -национальный номер дороги;

3- международная автомагистраль; 4 - международная дорога; 5 - границаучастка учета; 6 - город; 7 - номер участка учета и положение пунктаучета


Черт.1


2.6.Транспортные средства, проезжающие через поперечное сечение дороги вкаждом пункте учета и в установленное время учета, регистрируютсяраздельно по направлениям движения.

2.7. Учетинтенсивности движения следует проводить минимум в течение четырехбудних дней (по вторникам, средам или четвергам), из них два дня вапреле - мае и два дня в июле - августе, а также двух воскресных днейв июле и августе.

Точностьрезультатов, полученных при минимальной продолжительности учета,может быть повышена дополнительным учетом в другие дни.

Минимальнаяпродолжительность учета составляет 4 h в день. Время учета в течениедня (количество часов, начало и конец учета) следует выбирать так,чтобы выявить различную интенсивность движения и особенности движенияна международных дорогах в отдельных странах.

2.8. Для учетадвижения на международных дорогах транспортные средства разделяютсяна шесть групп (табл. 1).

2.9. Для болеедифференцированного определения нагрузки на ось допускаетсядальнейшее подразделение указанных в табл. 1 групп грузовыхавтомобилей и грузовых автомобилей с прицепом по грузоподъемности.

Таблица1


Группа


Видытранспортных

средств

Символ

1.Мотоциклы


Мопеды,мотороллеры, мотоциклы

МЦ

2.Легковые автомобили

Легковыеавтомобили, малолитражные автобусы, малые грузовые автомобилигрузоподъемностью менее 1500 kg без прицепа и с прицепом


ЛА

3.Легкие грузовые автомобили

Грузовыеавтомобили грузоподъемностью 1500-3000 kg без прицепа и с прицепом


ЛГА

4.Тяжелые грузовые автомобили

Грузовыеавтомобили грузоподъемностью более 3000 kg без прицепа


ТГА

5.Тяжелые грузовые автомобили с прицепом

Грузовыеавтомобили грузоподъемностью более 3000 kg с прицепом, седельныетягачи, специальные транспортные средства


ТГА+п

6.Автобусы

Автобусыбез прицепа и с прицепом


БУС


Примечание.Тракторы с прицепами и без прицепов могут учитываться в группах 3, 4,5.


2.10. Припроведении учета движения следует заполнять формуляры учета (черт.2). Формуляр учета должен содержать данные о пункте учета (номер,положение, направление движения), сроках и продолжительности учета, атакже о типах транспортных средств, подлежащих учету. Данные околичестве транспортных средств заносятся в формуляр с интервалом в 1h и раздельно по направлениям движения.

Свободныестолбцы в формуляре учета могут использоваться для дальнейшегоподразделения транспортных средств в пределах групп, а также дляотдельного учета каких-либо избранных видов транспортных средств.

Допускаетсяприменять другие формуляры учета, если различаемые в этих формулярахтипы транспортных средств могут быть обобщены в группы, установленныев п. 2.8.



Учетдорожного движения

Пункт

П


учета№


Округ,район __________________________

Формуляр



учета№


Заполнятьпечатными буквами!

Место положенияпункта учета_____________________ на дороге №________

Направлениедвижения из ___________________в _______________________

Дата_______________________________ день недели ____________________



1

2

3

4

5

6

7

8

9











Время

МЦ

ЛА

ЛГА

ТГА

ТГА+п

БУС































Черт.2


2.11. Дляобеспечения полного учета интенсивности движения на международныхдорогах необходимо проводить регулярный контроль пунктов учета иосуществлять компенсирующий учет, если намеченный подсчет несостоялся в установленные сроки.


3.Обработка результатов учета


3.1. Дляполучения сопоставимых и достаточно точных результатов учета движенияна международных дорогах необходимо их обработку проводить вследующем порядке:

1) определениехарактеристики движения;

2) расчетсреднегодовой суточной интенсивности движения;

3) определениерасчетной интенсивности движения.

3.2. Приобработке данных, занесенных в формуляр учета согласно п. 2.8-2.10,следует учитывать периодические колебания интенсивности движения,происходящие в течение дня, недели и года. Эти колебания,обусловленные функцией дороги, могут быть выражены относительнойвеличиной (коэффициентами неравномерности) отпускного Kfи воскресного KSдвижения ивыведенной из нее характеристикой движения. Эти же коэффициентыявляются основой для приближенного определения среднегодовой суточнойи расчетной интенсивности движения.

3.3. Исходя изполученных в дни учета данных об интенсивности движения для каждогоиз участков учета на международных дорогах, должны быть определеныкоэффициенты неравномерности отпускного и воскресного движения последующим формулам:

;

где Kf - коэффициентнеравномерности отпускного движения;

- средняяинтенсивность движения в будние дни отпускных месяцев (июль-август),т.c.*/d;

- средняяинтенсивность движения в будние дни предотпускных месяцев(апрель-май), т. c./d;

-коэффициент неравномерности воскресного движения;

- средняяинтенсивность движения в воскресные дни отпускных месяцев(июль-август), т. c./d.

3.4. Для каждогоучастка учета в зависимости от коэффициентов неравномерности движенияи определяется характеристика движения по табл. 2.

Для болееточного учета отпускного и воскресного движения допускаетсядальнейшая дифференциация значений коэффициентов, указанных в табл.2.

________________

* Здесь и далеет. с. - транспортное средство.

Таблица 2


Значениякоэффициента неравномерности отпускного движения

Характеристикадвижения при значении коэффициента неравномерности воскресногодвижения


менее1,0

от1,0 до 1,5

от1,5 до 2,0

от2,0 до 2,5

Менее1,5

11

12

13

14

От1,5 до 2,0

21

22

23

24

От2,0 до 2,5

31

32

33

34

От2,5 и более

41

42

43

44


3.5. Суточнуюинтенсивность движения рассчитывают по формуле

=×××, (3)

где- индекс для обозначения дней учета движения (будние дни в апреле -августе при минимальной продолжительности учета согласно п. 2.7);

- суточнаяинтенсивность движения, рассчитанная по данным дня учета , т. c./d;

- фактическаяинтенсивность движения, определенная в день учета (при минимальной продолжительности учета 4 h), т. с./4 h;

- коэффициент,учитывающий неравномерность интенсивности движения в течение суток;

- коэффициент,учитывающий неравномерность интенсивности движения в течение недели;

- коэффициент,учитывающий неравномерность интенсивности движения в течение года.

Коэффициенты,и должны учитывать специфические для страны и связанные с движениемособенности, поэтому их следует определять на основе проводимого вкаждой стране базисного учета движения. Их следует определять взависимости от факторов отпускного ()и воскресного движения ()и указывать для каждой характеристики движения.

Ихопределение следует проводить раздельно для групп транспортныхсредств, указанных в п. 2.8, и для дней учета .

Врасчетах допускается объединение коэффициентов и в общий коэффициент.

Объединениекоэффициентов допустимо для групп транспортных средств ЛГА, ТГА,ТГА+п и БУС.

3.6.Среднегодовую суточную интенсивность движенияопределяют как среднее арифметическое значение для дней учета по формуле

, (4)

где- количество дней учета (равно четырем будним дням при минимальной продолжительности учета).

3.7.Кроме того, среднегодовую суточную интенсивность движения следуетрассчитывать для следующих объединенных групп транспортных средств:

1)тяжелые транспортные средства

ТТС=ТГА+ТГА+п+БУС; (5)

2) транспортныесредства

ТС=МЦ+ЛА+ЛГА+ТТС. (6)

3.8. Расчетнуюинтенсивность движения для международных дорог следует определять какнаибольшую интенсивность движения в час, достигаемую или превышаемуюв течение 50 h в год учета. Ее необходимо рассчитывать по формуле

N= Mmt ×Kn, (7)

где N- расчетная интенсивность движения, т. c./h;

- коэффициентпересчета среднегодовой суточной интенсивности движения в расчетнуюинтенсивность движения.

Коэффициентпересчета определяют из проводимого в каждой отдельной стране базисного учетадвижения. Его определяют в зависимости от факторов отпускного ивоскресного движения и указывают для каждой характеристики движения.


4.Оформление результатов учета


4.1. Результатыучета в поперечном сечении сводятся в таблицу и представляютсяграфически на эпюре интенсивности движения.

4.2. В таблицеследует указывать следующие данные для участков учета:

1) год учета истрана, в которой проводится учет;

2) номер дороги(международный и национальный);

3) номер пунктаучета, длина участков учета;

4) коэффициентынеравномерности и характеристика движения;

5) среднегодоваясуточная интенсивность движения для групп транспортных средств:мотоциклы, легковые автомобили, легкие грузовые автомобили, тяжелыегрузовые автомобили, грузовые автомобили с прицепом, автобусы, атакже для обобщенных групп: тяжелые транспортные средства итранспортные средства (количество транспортных средств в сутки);

6) доля групптранспортных средств в среднегодовой суточной интенсивности движения(в процентах);

7) расчетнаяинтенсивность движения (количество транспортных средств в час);

8) доля тяжелыхтранспортных средств в расчетной интенсивности движения (количествотранспортных средств в час и в процентах).

Примероформления результатов учета движения показан в табл. 3.

Таблица 3



Учетдвижения 1985 Страна: ГДР


Номердороги: международный Т 10 национальный 7


Участокучета

Коэффициентынеравномерности

Характеристикадвижения

Среднегодоваясуточная интенсивность движения по типам транспортных средств, т.с./h и %

Расчетнаяинтенсивность движения по группам транспортных средств, т. c./d и%

длина,km

Kf

KS

МЦ

ЛА

ЛГА

ТГА

ТГА+п

БУС

ТТС

ТС

ТС

ТТС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

8,6

1,831

1,245

22

150

4199

511

614

642

95

1351

6211

1117

256






3

68

8

10

10

2

22

100

100

23


4.3. На основеплана пунктов учета (см. черт. 1) следует подготовить эпюруинтенсивности движения. На эпюре (черт. 3) представляют среднегодовуюсуточную интенсивность движения (количество транспортных средств всутки) в виде диаграммы и плана интенсивности.

1- международный номер дороги; 2 - среднегодовая суточнаяинтенсивность

движения т. c./d

Черт.3


4.4. Результатыучета по пп. 4.1-4.3 необходимо дополнить данными по:

1) сетимеждународных дорог с указанием длины и количества участков учета;

2) порядкупроведения учета с указанием продолжительности подсчета (срокиучета), ежедневного времени учета и групп транспортных средств,подлежащих учету;

3) примененнымхарактеристикам движения и годам базисных учетов движения, исходя изкоторых определяются коэффициенты для приблизительного подсчетасреднегодовой суточной и расчетной интенсивности движения.