ГОСТ 17.2.3.02-78

ГОСТ 17.2.3.02¾78


УДК551.510.42:002:006.354 Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ОХРАНАПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА

Правила установления допустимых выбросов

вредных веществ промышленными предприятиями


Regulations for establishing permissible emissions of

noxious pollutants from industrial enterprises


ПостановлениемГосударственного комитета СССР по стандартам от 24августа 1978 г. № 2329срок введения установлен

с 01.01. 1980 г.


РАЗРАБОТАН

Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролюприродной среды

Министерствомздравоохранения СССР

Министерствомхимического машиностроения

Государственным комитетом СССР по делам строительства

Государственнымкомитетом СССР по стандартам


ИСПОЛНИТЕЛИ

М. Е. Берлянд, Р. И. Оникул, К. Л. Буштуева, М. А. Пинигин, С. Н.Кимина Ю. Г. Фельдман, 3. И. Константинова, Л.М. Филиппова, А. С. Сибиряков, Л. И. Витковская, Л. Г. Лейбчик


ВНЕСЕНГосударственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролюприродной среды

Председатель Ю. А. Израэль


УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственногокомитета СССР по стандартам от 24 августа 1978 г. № 2329


Настоящий стандарт определяет правила установления допустимыхвыбросов вредных веществ проектируемыми и действующими.промышленными предприятиями в атмосферу.

На основе настоящего стандарта министерства и ведомства разрабатываютотраслевые стандарты и другую нормативно-техническую документацию,регламентирующую установление величин выбросов вредных веществ сучетом отраслевых особенностей.


1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Предельно допустимый выброс вредных веществв атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источниказагрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ отданного источника и от совокупности источников города или другогонаселенного пункта, с учетом перспективы развития промышленныхпредприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадутприземную концентрацию, превышающую их предельно допустимыеконцентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Установление значения ПДВ, как количества вредных веществ, которое неразрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу времени,производят на основе методов расчета ПДВ в атмосферу, утвержденных.Госстроем СССР.

1.2. Если в воздухе городов или другихнаселенных пунктов концентрации вредных веществ превышают предельнодопустимые (.ПДК), а значения ПДВ по причинам объективного характерав настоящее время не могут быть достигнуты, вводится поэтапноеснижение выбросов вредных веществ от действующих предприятий дозначений, обеспечивающих соблюдение предельно допустимыхконцентраций вредных веществ, или до полного предотвращениявыбросав.

На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временносогласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выбросовпредприятий с наилучшей достигнутой технологией производства,аналогичных по мощности и технологическим процессам.

Установление значений ВСВ для действующих предприятий производят потем же методам, что и ПДВ (п. 1.1).

1.3. При установлении ПДВ (ВСВ) следуетучитывать перспективу развития предприятий,физико-географические и климатические условия местности,расположение промышленных площадок и участков существующей инамеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха городов,взаимное расположение промышленных площадок и селитебныхтерриторий и др.

Материалы по установлению ПДВ (ВСВ) оформляют в соответствии собязательными приложениями 1—3 кнастоящему стандарту.

1.4. Для предотвращения и максимального сниженияорганизованных и неорганизованных выбросов вредных веществдолжны быть использованы наиболее современная технология, методыочистки и другие технические средства в соответствии с требованиямисанитарных норм проектирования промышленных предприятий.

Величины ПДВ (ВСВ) и материалы по их обоснованию должны бытьсогласованы с органами, осуществляющими государственный контрольза охраной атмосферы от загрязнения, и утверждены вустановленном порядке.

Использование рассеивания вредных веществ в атмосфере за счетувеличения высоты их выброса допускается только после применения всехимеющихся современных технических средств по сокращению выбросоввредных веществ.

1.5. Министерства и ведомства участвуют вразработке комплексных территориально-ведомственных плановохраны атмосферы городов, других населенных пунктов и прилегающих кним территорий.

Если невозможно устранить или существенно уменьшить выбросывредных веществ от отдельных предприятий и объектов, втерриториально-ведомственных планах должны предусматриваться срокивывода этих предприятий и объектов из селитебных зон городов илидругих населенных пунктов, изменение профиля производства этихпредприятий и объектов или организация санитарно-защитных зон дляних.

1.6. ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждогоисточника загрязнения атмосферы. Для неорганизованных выбросов исовокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы изодного производственного помещения, от одной, расположенной впомещении или на открытом воздухе, установки и т. п., указанных всправочном приложении 4) устанавливают суммарныйПДВ (ВСВ). В результате суммирования ПДВ (ВСВ) отдельных источниковзагрязнения атмосферы устанавливают значения ПДВ (ВСВ) дляпредприятий или объектов и их комплексов в целом.

1.7.ПДВ (ВСВ) пересматривают не реже одного раза в пять лет.


2.КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПДВ

2.1. Основными критериями качества атмосферноговоздуха при установлении ПДВ для источников загрязнения атмосферыявляются ПДК, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

Приэтом требуется выполнение соотношения

(1)

где С расчетная концентрация вредноговещества в приземном слое воздуха.

2.2. При наличии в атмосфере нескольких (n)вредных веществ необходимо учитывать суммацию их вредногодействия в соответствии с перечнем, утвержденным Министерствомздравоохранения СССР.

2.3. При установлении ПДВ для источниказагрязнения атмосферы учитывают определенные расчетом илиэкспериментальным способом значения фоновых концентраций вредныхвеществ в воздухе Сф (мг/м3) отостальных источников (в том числе от автотранспорта) города илидругого населенного пункта. Далее этого в соотношении(1) вместо С принимают С + Сф.

При учете суммации вредного действия nвеществ для каждого i-говредного вещества в отдельности значение фоновой концентрации Сфопределяют так же, как и в случае одного вредного вещества.

2.4. В зонах санитарной охраны курортов, местахразмещения крупных санаториев и домов отдыха, зонах отдыхагородов при использовании соотношения (1) вправой части следует заменить 1 на0,8.

2.5. При установлении ПДВ (ВСВ) и фоновой концентрации вредныхвеществ Сф их значения относятся к тому жевременному интервалу осреднения, что и ПДК.

Нормы концентрации вредных веществ в воздухе для растительностии животного мира принимают при расчетах ПДВ (ВСВ) только в техслучаях, когда они являются более жесткими, чем ПДК, утвержденныеМинистерством здравоохранения СССР.

2.6. Расчеты загрязнения атмосферы приустановлении ПДВ (ВСВ) в случаях использования ЭВМ производят попрограммам, согласованным в установленном порядке.


3.УСТАНОВЛЕНИЕ ПДВ (ВСВ)

3.1. Работы по установлениюПДВ (ВСВ) для предприятий и объектов города или другого населенногопункта проводит головная организация по установлению ПДВ (ВСВ) вследующем порядке: головная организация города или населенного пунктапо установлению ПДВ (ВСВ) определяет порядок проведения и участниковработ по установлению ПДВ (ВСВ), выдает участникам работкарту-схему города или другого населенного пункта (приложение2), а также перечень предприятий и объектов, выбросыкоторых необходимо совместно учитывать при установлении ПДВ(ВСВ); на основе данных ведомственных проектов по определению ПДВобеспечивает выполнение расчетов суммарного загрязнения атмосферы отвсех объектов города или другого населенного пункта; на типовыхкартах-схемах города или другого населенного пункта характеризует повсем вредным веществам (с помощью изолиний расчетных суммарныхконцентраций от всех предприятий и объектов с учетом фона, в томчисле от автотранспорта) ожидаемое загрязнение атмосферы принеблагоприятных метеорологических условиях и при выполнении ПДВ(ВСВ), передает на рассмотрение в установленном порядкеразногласия, возникающие при установлении ПДВ (ВСВ), рассматриваетпланы мероприятий, направленных на снижение загрязненияатмосферы вредными веществами, разработанные предприятиями.

Головная организация города или другого населенного пункта поустановлению ПДВ (ВСВ) на основании предложений министерств и`ведомств по ПДВ (ВСВ) проводит окончательные расчеты загрязненияатмосферы от всех действующих и строящихся предприятий иобъектов, а также устанавливает ПДВ (ВСВ) для каждого предприятия,источника и вредного вещества с учетом реальных вкладовпредприятий и объектов в загрязнение атмосферы на основегигиенических, метеорологических, экономических, техническихусловий и требований, разрабатывает комплексный планмероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферывредными веществами в целом по городу или населенному пункту,обобщает результаты контроля и расчетов загрязнения атмосферы иоформляет эти результаты в соответствии с приложениями1—3.

3.2. Министерства и ведомства определяютисточники загрязнения атмосферы вредными веществами и проводятинвентаризацию выбросов вредных веществ, параметров ихисточников в целом по отрасли, предприятиям и объектам, а такжепо отдельным городам и другим населенным пунктам, в которых находятсяэти предприятия и объекты; разрабатывают проекты по защите атмосферыот выбросов вредных веществ с указанием источников финансированиязапланированных мероприятий; разрабатывают предложения по ПДВ длякаждого намеченного к строительству источника, а также предложения поПДВ (ВСВ) для каждого существующего источника с приближеннымучетом фонового загрязнения атмосферы, от других, расположенныхи проектируемых в данном районе, предприятий и объектов, независимоот их ведомственной принадлежности.

Состав проекта по защите атмосферы от загрязнения вреднымивеществами должен соответствовать настоящему стандарту, а такжестроительным нормам и правилам по проектированию промышленныхпредприятий, утвержденным Госстроем СССР, и содержать расчетныевеличины ПДВ.

Министерства и ведомства при проектировании строительства новых иреконструкции существующих предприятий и объектов представляют вголовную организацию по установлению ПДВ (ВСВ) дополнительные данныео параметрах выброса вредных веществ этих предприятий (см.обязательные приложения 1—3).




4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПДВ (ВСВ)

4.1. Предприятия, для которых установлены ПДВ(ВСВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ),утвержденную в установленном порядке.

4.2. При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ)основными должны быть прямые методы, использующие измеренияконцентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси послегазоочистных установок или в местах непосредственного выделениявеществ в атмосферу.

Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также приневозможности применения прямых методов используют балансовые,технологические и др. методы (см. справочное приложение4).

4.3. При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ)выбросы вредных веществ определяют за период 20мин, к которому относятся максимальные разовые ПДК, а также всреднем за сутки, месяц и год.

Если продолжительность выбрасывания вредных веществ в атмосферуменьше 20 мин, контроль производят по полномувыбросу вредного вещества за это время.

4.4. При неблагоприятных метеорологическихусловиях в кратковременные периоды загрязнения атмосферы,опасного для здоровья населения, предприятия должны обеспечитьснижение выбросов вредных веществ, вплоть до частичной илиполной остановки работы предприятия.

4.5. При превышении ПДВ (ВСВ) в результатеаварии предприятие обязано в установленном порядке сообщить обэтом органам, осуществляющим государственный контроль за охранойатмосферы, и принять меры по уменьшению выбросов вредных веществв атмосферу вплоть до остановки предприятия и ликвидациипоследствий загрязнения атмосферы, а также передать информациюоб аварии и принятых мерах.

4.6. Эффективность поэтапного снижения выбросоввредных веществ оценивают по степени фактического снижениязагрязнения атмосферы, определяемого в соответствии снормативными документами, утвержденными в установленном порядке.


ПРИЛОЖЕНИЕ1

Обязательное


УНИФИЦИРОВАННАЯ СТРУКТУРА СВОДНОГО ТОМА «ОХРАНА АТМОСФЕРЫ ИПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ (ПДВ)»


1.Город, область, республика.

2. Карта-схема города и его окрестностей сориентирами: возвышенностями, реками, озерами и т. д.

На карту-схему наносятся промплощадки (с основными источникамивыброса), санитарно-защитные зоны, существующие жилые кварталы итерритории, участки перспективной жилой застройки, зоны отдыха,санатории, дома отдыха, метеостанции, пункты наблюдении зазагрязнением атмосферы.

3. Краткая характеристика местныхфизико-географических и климатических условий по параметрам,определяющим рассеивание промышленных выбросов. Среднегодовыеданные, годовой и суточный ход интенсивности и повторяемостиприземных и приподнятых температурных инверсий, различных скоростейи направлений ветра, штилей, осадков, туманов.

4. Способы учета местных особенностей прирасчетах загрязнения атмосферы и установлении ПДВ. Значениярасчетных поправочных коэффициентов, учитывающих рельеф. Расчетныескорости и направления ветра. Расчетные температуры воздуха.

5. Общегородские мероприятия по снижениюфонового загрязнения атмосферы: электрификация транспорта,газификация, теплофикация, жилищное строительство на участкахместности с наиболее чистым воздухом, строительство объездныхавтомагистралей и др.

6. Перечень существующих и проектируемыхпредприятий, выбросы которых совместно учтены при установленииПДВ (ВСВ). Закрываемые и реконструируемые производства,загрязняющие атмосферу.

7. Наименование выбрасываемых веществ и ихкомбинаций с суммирующимся вредным действием.

8. Характеристика, с точки зрения выбросов ватмосферу, отдельных объектов предприятий, применяемых на них:технологии, газоочистного оборудования, установленных дымовыхтруб и др.

9. Количественная характеристика выбросоввеществ с обоснованием по данным измерений и балансов,технологии, типу газоочистного оборудования, составу сырья, топлива,результатам обследования аналогичных производств, литературным данными т. п. Для проектируемых и реконструируемых объектов должнымаксимально использоваться ведомственные стандарты, нормы,регламенты и т. п.

10. Количественная характеристиканеорганизованных и вентиляционных выбросов по всем веществам, ихвклад в суммарные выбросы предприятий. Перечень и обоснованиемероприятий по снижению неорганизованных и вентиляционныхвыбросов.

11. Конкретный технико-экономический анализсоответствия принятых технологических. газоочистных и другихмероприятий по охране атмосферы передовым отечественным изарубежным научным, техническим и эксплуатационным достижениямпо степени очистки, выбросам веществ на единицу продукции и т.п. Технико-экономическое обоснование принятых решений по ПДВ ивременно-согласованным выбросам. Оценка стоимости и эффективностирассмотренных вариантов охраны атмосферы (с учетом возможногоэкономического ущерба от ее загрязнения). Источникифинансирования. Капиталовложения различных ведомств. Предложенияпо их корректировке и перераспределению.

12. Промышленная и опытно-промышленнаяапробированность новых типов технологии, газоочистного оборудования ит. п. с точки зрения охраны атмосферы.

13. Характеристика стационарных, маршрутных иподфакельных наблюдений за загрязнением атмосферы, проводимыхорганами и учреждениями Государственного комитета СССР погидрометеорологии и контролю природной среды, Министерстваздравоохранения СССР, предприятиями и др. Изучаемые ингредиенты,регулярность отбора, число отобранных проб. Аппаратура. Применениеавтоматических газоанализаторов, автоматических систем контролязагрязнения воздуха и других новых средствисследования.

14. Данные о загрязнении атмосферы, еготенденции за последние годы, качественный и расчетныйнаучно-технический прогноз его изменения по всем показателям,установленным в ГОСТ 17.2.3.01—77. Прианализе учитывается кратность превышения ПДК и классы вредностивеществ.

15. Оценка гигиенических условий проживаниянаселения по данным учреждений Министерства здравоохраненияСССР. Количество населения, проживающего в санитарно-защитныхзонах или на территориях, подлежащих. включению всанитарно-защитные зоны.

16. Сведения о влиянии загрязнения атмосферы наздоровье населения и наокружающую среду: леса. парки, животный мир, исторические икультурные памятники, сооружения, линии электропередач, металлическиеизделия (коррозия) и т. п.

17. Таблицы с исходными данными для расчетазагрязнения атмосферы в ПДВ. Типовая таблица с краткой пояснительнойзапиской даны в обязательном приложении 3.

При вариантном определении ПДВ необходимо привести, в первуюочередь, таблицы для принятого варианта, оптимального сгигиенической, технической, экономической и других точек зрения.Другие рассмотренные варианты допускается охарактеризовать болеекратко.

18. Значение фонового загрязнения воздуха поданным организации Государственного комитета СССР погидрометеорологии и контролю природной среды и Министерстваздравоохранения СССР. Анализ результатов сопоставления фактическогополя максимальных разовых концентраций веществ в атмосфере ирасчетного поля по данным о фактических параметрах выброса (поотдельным веществам). Оценка на этой основеполноты инвентаризации параметров источников выброса и наблюдений законцентрациями веществ в атмосфере. Принятые при расчетах значенияфоновых концентраций.

19. Карты-схемы с результатами расчетазагрязнения атмосферы при неблагоприятных условиях погоды ивыброса по всем веществам и комбинациям веществ с суммирующимсявредным действием (с учетом фона). Допускается на однойкарте-схеме приводить результаты расчета по нескольким веществами комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием. Накартах-схемах выделяются зоны, где нарушаются гигиенические идругие нормативы качества воздуха.

20. Таблицы типа данной в обязательномприложении 3, содержащие по каждому источнику ивеществу ПДВ (ВСВ) и сроки, на которые они устанавливаются, атакже соответствующие ПДВ (ВСВ) максимальные приземные концентрацииСmax при неблагоприятныхусловиях погоды.

21. Осуществляемые и намеченные мероприятия поконтролю за выбросами и выполнением ПДВ. Обеспеченностьприборами, характеристика экспериментальных, балансовых и другихметодов контроля.

22. Осуществляемые и намечаемые мероприятия порегулированию выбросов при наступлении и прогнозе неблагоприятныхметеорологических условий.

23. Список использованной литературы, включаястандарты, нормативно-техническую документацию, и других материалов.

24. Экспертные заключения органов и учрежденийГосударственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролюприродной среды. Министерства здравоохранения СССР, Министерстванефтяного и химического машиностроения.

25. Протоколы межведомственных и ведомственныхсовещаний.

Примечание. Сведения по всем пунктам даются по фактическомусостоянию, характеризуется также тенденция за последние годы идается научно-технический прогноз на перспективу (на3—5 лет, а по возможности и на большие сроки).


ПРИЛОЖЕНИЕ2

Обязательное


Типоваякарта-схема города

1¾ металлургический завод; 2¾ азотно-туковый завод;3 ¾ ГРЭС;

4¾ районные отопительныекотельные; 5 ¾цементный завод;

6¾ машиностроительный завод;7 ¾ предприятиелегкой

промышленности;8 ¾ домостроительныйкомбинат.



ПРИЛОЖЕНИЕ3

Обязательное.


ПАРАМЕТРЫ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ДЛЯ РАСЧЕТА ПДВ


Министерство(ведомство) ___________________________________

Предприятие_______________________________________________

Адрес_____________________________________________________

Руководительпредприятия ____________________________19___г.

Головнаяведомственная организация по ПДВ ___________________

Адрес_____________________________________________________

Руководитель организации____________________________19___г.

Головная городская организация по установлению ПДВ (ВСВ)_____

Адрес_____________________________________________________

Руководительорганизации ____________________________19___г.




Производство


Цех

Источники выделения вредных веществ (агрегаты,установки, устройства)

Наименование источника выброса вредных веществ (труба,

Число источников выброса

Номер источника на карте-схеме



наименование

кол-во штук

аэрационный фонарь

и др.)

N


1

2

3

4

5

6

7









Продолжение



Параметрыгазовоздушной смеси

на выходе

Координаты на карте схеме, м

Высота источника

Диаметр устья

из источника выброса


точечного источника, центра группы

второго конца аэрационного

выброса

Н, м

трубы

D, м

скорость

w0, м/с

объем V1,м3

температура

Тг, °С

источников или одного конца аэрационногофонаря

фонаря






х

у

х2

у2

8

9

10

11

12

13

14

15

16











Продолжение

Газоочистка

Наименование

Наименование газоочистных установок

Вещества,

по которым проводится газоочистка

Коэффициент обеспеченности газоочисткой,

К(1), %

Средняя эксплуатационная степень очистки

Кэ(2), %

Максимальная степень очистки

Кmax(2),%

мероприятий

по защите атмосферы

17

18

19

20

21

22








Продолжение

Выделения и выбросы основных вредных веществ, г/с

Наименование вещества

Наименование вещества

Наименованиевещества

Выделение

без учета мероприятий(газоочистки

и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

Выделение

без учета мероприятий(газоочистки

и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

Выделение

без учета мероприятий (газоочистки

и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

23

24

25

26

27

28







Продолжение

Выделения и выбросы прочих вредных веществ, г/с

Наименование вещества

Наименованиевещества

Наименование веществ

Выделение

без учета мероприятий (газоочистки

и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

Выделение

без учета мероприятий(газоочистки

и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

Выделение

без учета мероприятий (газоочистки

и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

29

30

31

32

33

34







Продолжение

Выделения и выбросы прочих вредных веществ, г/с

Наименованиевещества


Выделение


Выделение

без учета мероприятий (газоочистки идр.)

Выброс М

с учетом мероприятий

Наименование вещества

без учетамероприятий (газоочистки и др.)

Выброс М

с учетом мероприятий

35

36

37

38

39







Примечания:

1. Вещества классифицируются головнойорганизацией города по ПДВ на основные, имеющие в условиях данногогорода наибольшую вредность и распространение, и прочие.

Вертикальные графы, содержащие данные о выбросах основных веществ,должны содержаться во всех таблицах. Если прочих веществ от одного дотрех, допускается включение только вертикальных граф, как дляосновных веществ. Если же прочих веществ свыше трех, данные овыбросах записываются в последних трех графах с указаниемназваний веществ по вертикали.

2. Таблицы заполняются отдельно на фактическоеположение и на предстоящие годы, на которые поставлены задачиустановить ПДВ и временно-согласованные выбросы. При составлениитаблиц на перспективу следует учитывать предусмотренныемероприятия по закрытию наиболее вредных производств, установкеи реконструкции газоочистки и др. Наряду с этим обязательно втаблицы включить данные о вновь проектируемых и расширяющихсяобъектах, которые будут иметь новые источники выбросов в атмосферу.

3. Коэффициент обеспеченности газоочисткой К(1)в процентах вычисляют по формуле

(1)

гдеТт времяработы за год технологического оборудования, ч;

Тг время работы за годгазоочистных установок (вне зависимости от степени очистки), ч.

4.Среднее эксплуатационное значение степени очистки впроцентах вычисляют по формуле

(2)

где nчисло интервалов, на которые разбита область реального изменениястепени очистки К(2) сучетом возможной газоочистки в несколько ступеней и наличиярезервных газоочистных установок.

Приводится также максимально достигаемая (для строящихся ипроектируемых предприятий — проектная) степень очистки указываются отдельно по каждому веществу, по которомупроизводится газоочистка.

5. Если в одной строке приводятся данные дляN одинаковых источников, то вней указываются суммарный выброс М от всех N источникови объем газовоздушной смеси V1,выходящей из одного источника.

6. В примечаниях даются все, не вошедшие втаблицу, существенные сведения, в частности, характеризуетсярегулярность выбросов.

7. В случае наличия периодических (залповых)выбросов, при которых за сравнительно короткий период выбрасываетсяколичество веществ, более чем в 2 разапревышающее средний уровень выбросов, они включаются в отдельныетаблицы той же формы. В примечаниях к этим таблицам характеризуетсяпродолжительность и периодичность выбросов для каждогоисточника.

8. По согласованию с головной организациейгорода по установлению ПДВ (ВСВ) допускается, чтобы предприятиеприводило в графах 13—16 данные в«заводской» системе координат. В этих случаях головнойорганизации сообщаются координаты начала «заводской»системы координат и ориентация ее осей.

9. Для удобства критического просмотра, анализатенденции выбросов и др., допускается строить объединенные таблицырассматриваемого типа с данными на фактическое положение и наперспективу.



ПРИЛОЖЕНИЕ4

Справочное


ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ СТАНДАРТА


Нормативная методика расчета загрязнения приземного слоя атмосферы,указанная в п. 1.1, представлена в «Указанияхпо расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихсяв выбросах предприятий» СН 369—74,утвержденных Госстроем СССР. В указаниях даны формулы длярасчета ПДВ, определения полей приземных концентраций принеблагоприятных метеорологических условиях и границ санитарныхзащитных зон. Рассматриваются случаи нагретых и холодныхвыбросов, одноствольных и многоствольных дымовых труб, аэрационныхфонарей, источников с прямоугольным устьем. Даются такженеобходимые формулы для расчетов в случае группы рассредоточенных поместности источников.

Под источниками загрязнения атмосферы, для которых в п.1.6 требуется установить отдельные ПДВ (ВСВ), понимаютсядымовые и вентиляционные трубы, аэрационные фонари, вентиляционныешахты и т. п.

Под фоновой концентрацией Сф в п. 2.3для отдельного источника загрязнения атмосферы понимается загрязнениеатмосферы в городе или другом населенном пункте, созданноедругими источниками, исключая данный. Если при расчете фоновойконцентрации по формулам СН 369—74 неимеется возможности принять во внимание все источникизагрязнения атмосферы, фоновое загрязнение. как правило, отмелких источников, а также от автотранспорта, следует учесть,определяя его на основе экспериментальных данных по согласованиюс органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии иконтролю природной среды и Министерством здравоохранения СССР.

В качестве способов контроля за выполнением ПДВ (ВСВ), указанных в п.4.2, в случаях выбросов достаточно стабильных по составусмесей веществ и отсутствия приборов для прямого контроля завыбросами интересующих ингредиентов можно допустить контроль погрупповым показателям (суммарные выбросы органических соединений,серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросоввеществ, по которым непосредственно установлены ПДВ (ВСВ). В качествегрупповых показателей допускается использование показаний приборов,если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которымустановлены ПДВ (ВСВ).