ГОСТ Р 50597-93

ГОСТ Р 50597-93


УДК625.711.3:006.354 Группа Д22


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ИУЛИЦЫ


ТРЕБОВАНИЯ КЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ, ДОПУСТИМОМУ ПО УСЛОВИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Automobile Roads and Streets. The Requirements to the Level ofMaintenance.

Satisfied the Traffic Safety


ОКП25 100

Дата введения 1994-07-01


Предисловие


1. РазработанНаучно-исследовательским центром Государственной автомобильнойинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГАИМВД России), Научно-производственным объединением "РосдорНИИ",Московским автомобильно-дорожным институтом, Государственным дорожнымнаучно-исследовательским институтом "СоюздорНИИ", Академиейкоммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, Министерством транспортаРоссийской Федерации.


2. Внесен Техническимкомитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожногодвижения".


3. Утвержден и введен вдействие Постановлением Госстандарта России от 11.10.93 № 221.


4. Введен впервые.



1. Область применения


Настоящий стандартустанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечениябезопасности движения предельные значения показателейэксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городови других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационномусостоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандартаявляются обязательными и направлены на обеспечение безопасностидорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения,охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется:

- до 01.01.95 на находящиесяв эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дорогии улицы городов и других населенных пунктов;

- с 01.01.95 на всеэксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования сцементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральныхсмесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Автомобильные дороги, дорогии улицы городов и других населенных пунктов по ихтранспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:

группа А - автомобильныедороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах инаселенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения,магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

группа Б - автомобильныедороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах инаселенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения,магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения ирайонного значения;

группа В - автомобильныедороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах инаселенных пунктах - улицы и дороги местного значения;

категории улиц и дорог вгородах и населенных пунктах - по СНиП 2.07.01.

Установленные стандартомтребования должны обеспечиваться организациями, в ведении которыхнаходятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов идругих населенных пунктов.

В случае, когдаэксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиямнастоящего стандарта, на них должны быть введены временныеограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полногозапрещения движения.


2. Нормативные ссылки


В настоящем стандартеиспользованы ссылки на следующие стандарты, строительные нормы иправила, инструкции:

- ГОСТ 10807-78 Знакидорожные. Общие технические условия

- ГОСТ 13508-74 Разметкадорожная

- ГОСТ 23457-86 Техническиесредства организации дорожного движения. Правила применения

- ГОСТ 25695-91 Светофорыдорожные. Типы. Основные параметры

- ГОСТ 26804-86 Ограждениядорожные металлические барьерного типа. Технические условия

- СНиП 2.05.02-85Автомобильные дороги

- СНиП 2.07.01-89 Планировкаи застройка городских и сельских поселений

- СНиП 3.06.03-85Автомобильные дороги

- ВСН 24-88 Техническиеправила ремонта и содержания автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР)

- Инструкция по эксплуатациижелезнодорожных переездов (утверждена Министерством путей сообщенияСССР 19.08.91, согласована Министерством автомобильных дорог РСФСР17.09.90 и МВД СССР 12.02.91).


3.Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц идорог городов и других населенных пунктов


Проезжая часть дорог и улиц,покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочныхплощадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительныхполос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, безпосторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

3.1. Покрытие проезжей части

3.1.1. Покрытие проезжейчасти не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений,затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правиламидорожного движения скоростью.

Предельно допустимыеповреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице1.

Таблица 1


Группадорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Поврежденияна 1000 м2 покрытия, м2, не более

Срокиликвидации повреждений, сут., не более

А

0,3(1,5)

5

Б

1,5(3,5)

7

В

2,5(7,0)

10

Примечания

1.В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

2.Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона,определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными вСНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.


3.1.2. Предельные размерыотдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см,ширине - 60 см и глубине - 5 см.

3.1.3. Ровность покрытияпроезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным втаблице 2

3.1.4. Коэффициент сцепленияпокрытия должен обеспечивать безопасные условия движения сразрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной,имеющей рисунок протектора*.

____________________

* Значения коэффициентасцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ78.1.003-83).


Таблица 2


Группадорог и улиц по их

Состояниепокрытия по ровности

транспортно-эксплуатационнымхарактеристикам

Показательровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более

Числопросветов под 3-метровой рейкой, %, не более

А

660

7

Б

860

9

В

1200

14

Примечание- Число просветов подсчитывают по значениям, превышающимуказанные в СНиП 3.06.03.


3.1.5.Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качествапокрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с моментаобнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений,приведенных в таблице 3.


Таблица 3


Работыпо повышению сцепных качеств покрытия

Время,необходимое для выполнения работ, сут., не более

1.Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума

4

2.Очистка покрытия от загрязнений

5

3.Повышение шероховатости покрытия

15


3.1.6.Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки дляавтомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенныхпунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристикприведены в таблице 4.


Таблица 4


Группадорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Нормативныйсрок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч

А

4

Б

5

В

6

Примечание- Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается смомента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончаниеснегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до моментазавершения работ.


3.1.7. На дорогах и улицахгородов и других населенных пунктов снег с проезжей части следуетубирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в видеснежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.

После очистки проезжей частиснегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктахобщественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки иостановки транспортных средств.

3.1.8. Формирование снежныхвалов не допускается:

- на пересечениях всех дороги улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зонетреугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходногоперехода;

- ближе 20 м от остановочногопункта общественного транспорта;

- на участках дорог,оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

3.1.9. В городах и населенныхпунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять сучетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада илиметели в сроки, приведенные в таблице 5.


Таблица 5


Интенсивностьдвижения пешеходов, чел./час

Времяпроведения работ, ч., не более

Св.250

1

От100 до 250

2

До100

3


3.1.10. Люки смотровыхколодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

Не допускается отклонениекрышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

3.1.11. Дождеприемники должнысоответствовать требованиям ГОСТ 26008.

Не допускается отклонениерешетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.

3.1.12. Устранениенедостатков, указанных в п. п. 3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять втечение не более суток с момента их обнаружения.

Разрушенные крышки и решеткидолжны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующимидорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более3 ч.

3.1.13. Не допускаетсяотклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей,расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более2,0 см.

На железнодорожных переездахне допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсовболее 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсовогопространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.

Устранение указанныхнедостатков должно быть осуществлено в течение не более 2 сут. смомента их обнаружения.

3.2. Обочины и разделительныеполосы

3.2.1. Обочины иразделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, недолжны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чемна 4,0 см.

Возвышение обочины(разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра недопускается.

3.2.2. Состояниеукрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытиядолжно соответствовать значениям, установленным для покрытий проезжейчасти (п. п. 3.1.1 и 3.1.2).

Устранение дефектовукрепительной полосы следует осуществлять в течение не более 14 сут.с момента обнаружения.

3.2.3. Повреждения грунтовыхобочин (разделительных полос) не должны превышать значений,приведенных в таблице 6.


Таблица 6


Группадорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Поврежденияна 1000 м2 покрытия м2, не более

Глубинаповреждений, см, не более

А

5,0

5,0

Б

7,0

7,0

В

15,0

10,0


3.3. Видимость в плане

3.3.1. На пересеченияхавтомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должнобыть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиямидействующих строительных норм и правил.

3.3.2. На неохраняемыхжелезнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящимсяна удалении не более 50 м от ближнего рельса, должна быть обеспеченавидимость приближающегося с любой стороны поезда в соответствии снормами таблицы 7.


Таблица 7


Скоростьдвижения поезда, км/ч

121-140

81-120

41-80

26-40

25и менее

Расстояниевидимости, м, не менее

500

400

250

150

100

Примечание- Принимается скорость движения пассажирских поездов дальнегоследования, а при их отсутствии - наибольшая из скоростей движенияпригородных пассажирских поездов или товарных поездов с порожнимивагонами.


4.Требования к техническим средствам организации дорожного движения иоборудованию дорог и улиц


4.1. Дорожные знаки

4.1.1. Автомобильные дороги,а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должныбыть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 иразмещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной вустановленном порядке дислокацией.

4.1.2. Поверхность знаковдолжна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

4.1.3. Для дорожных знаков ссветовозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускаетсяснижение удельного коэффициента силы света (кд×лк-1×м-2)до не менее: 35 - для белого цвета, 20 - желтого, 6 - красного, 4 -зеленого, 2 - синего.

4.1.4. Средняя яркостьэлементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением(кд×м-2)не должна быть меньше: 90 - для белого и желтого цветов, 20 -зеленого, 10 - красного, 5 - синего.

Яркость элементов черногоцвета не должна превышать 4 кд×м-2.

4.1.5. Замену иливосстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут. после обнаружения, азнаков приоритета - в течение суток.

4.1.6. Временно установленныезнаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин,вызвавших необходимость их установки.

4.2. Дорожная разметка

4.2.1. Разметку автомобильныхдорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктовследует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ23457 и утвержденными схемами.

4.2.2. Дорожная разметка впроцессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое времясуток (при условии отсутствия снега на покрытии).

4.2.3. Дорожная разметкадолжна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ поплощади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% -термопластичными массами.

4.2.4. Светотехническиепараметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечатьследующим требованиям:

- коэффициент яркости долженбыть не менее значений, приведенных в таблице 8;






Таблица 8


Цвет

Коэффициентяркости разметки, %


изобычных лакокрасочных и термопластичных материалов

излакокрасочных и термопластичных материалов со световозвращающимисвойствами

Белый

48

28

Желтый

29

21


- коэффициент силы света(мкд×лк-1×м-2)разметки, выполненной из световозвращающих материалов, должен быть неменее: 80 - для белого цвета, 48 - желтого.

4.2.5. Восстановлениеразметки следует проводить в соответствии с действующей технологией.

4.2.6. Коэффициент сцепленияразметки должен быть не менее 0,75 значений коэффициента сцепленияпокрытия.

4.3. Дорожные светофоры

4.3.1. Светофоры должнысоответствовать требованиям ГОСТ 25695, а их размещение и режимработы - требованиям ГОСТ 23457.

4.3.2. Отдельные деталисветофора либо элементы его крепления не должны иметь видимыхповреждений и разрушений.

Рассеиватель не должен иметьтрещин и сколов.

Символы, наносимые нарассеиватели, должны распознаваться с расстояния не менее 50 м.

Отражатель не должен иметьразрушений и коррозии, вызывающих появление зон пониженной яркости,различимых с расстояния 50 м.

4.3.3. В процессеэксплуатации допускается снижение силы света сигнала светофора восевом направлении не более чем на 30% значений, установленных поГОСТ 25695.

4.3.4. Замену вышедшего изстроя источника света следует осуществлять в течение суток с моментаобнаружения неисправности, а поврежденной электромонтажной схемы вкорпусе светофора или электрического кабеля - в течение 3 сут.

4.4. Дорожные ограждения ибортовой камень

4.4.1. Опасные для движенияучастки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенныхпунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны бытьоборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457,СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

4.4.2. Ограждения должны бытьокрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованныеповерхности ограждений.

4.4.3. Поврежденные элементыограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 сут. послеобнаружения дефектов.

4.4.4. Не допускаются кэксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытойсеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные иметаллические стойки и балки - с механическими повреждениями илиуменьшенным расчетным поперечным сечением.

4.4.5. Отдельные бортовыекамни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушенияболее чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубинойболее 3,0 см.

Не допускается отклонениебортового камня от его проектного положения.

4.5. Сигнальные столбики имаяки

4.5.1. Сигнальные столбики имаяки следует устанавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 23457.

4.5.2. Сигнальные столбики имаяки не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны бытьотчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м.

4.5.3. Сигнальные столбики имаяки должны иметь окраску, вертикальную разметку и световозвращателив соответствии с требованиями ГОСТ 13508.

4.5.4. Поврежденныесигнальные столбики должны быть заменены в течение 5 сут. послеобнаружения повреждения.

4.5.5. Замену вышедшего изстроя источника света или поврежденного элемента маяка следуетосуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности.

4.6. Наружное освещение

4.6.1. Включение наружныхосветительных установок следует проводить в вечерние сумерки приснижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - вутренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

4.6.2. Переключение освещениятранспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следуетпроводить при достижении естественной освещенности 100 лк.

4.6.3. Доля действующихсветильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должнасоставлять не менее 95%. При этом не допускается расположениенеработающих светильников подряд, один за другим.

4.6.4. Допускается частичное( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае,когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. итранспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

4.6.5. Отказы в работенаружных осветительных установок, связанные с обрывом электрическихпроводов или повреждением опор, следует устранять немедленно послеобнаружения.


5. Методы контроля


5.1.Сцепление и ровность покрытия следует оценивать приборами ПКРС,ППК-МАДИ-ВНИИБД, 3-метровой рейкой с клином в соответствии сприлагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации.

5.2. Контроль линейныхпараметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц,следует осуществлять с помощью линейки или рулетки.

Контроль других параметров,не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.

5.3. Свето- ицветотехнические характеристики дорожной разметки следует определятьпо ГОСТ 13508, сигналов дорожных светофоров - по ГОСТ 25695, дорожныхзнаков - по ГОСТ 10807.