ГОСТ 9720-76 (1995)

ГОСТ 9720-76


УДК625.22:006.354 Группа Ж 83


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ГАБАРИТЫПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ

ИПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 750 мм


Constructionand rolling stock

clearancediagrams for the USSR railways

of 750 mm gauge



Дата введения1977-07-01


УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СоветаМинистров СССР по делам строительства от 5 октября 1976 года №156.


ВЗАМЕН ГОСТ9720-61


ПЕРЕИЗДАНИЕ.Январь 1995г.


Настоящийстандарт распространяется на габариты приближения строений иподвижного состава железных дорог колеи 750 мм.


Для отдельныхспециализированных подъездных путей промышленных предприятий, где поусловиям технологического процесса не могут быть выдержаны требованиянастоящего стандарта, разрешается устанавливать специальные габаритыприближения строений и подвижного состава, утверждаемыесоответствующими министерствами или ведомствами по согласованию сГосстроем СССР.


1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящимстандартом устанавливаются:


- габаритприближения строений Су (черт. 1) - предельное поперечное(перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимоподвижного состава не должны заходить никакие части сооружений иустройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части иоборудование, за исключением частей устройств (подвагонных толкателейв рабочем состоянии, контактных проводов с деталями крепления,хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.),предназначенных для непосредственного взаимодействия ссоответствующими частями подвижного состава, при условии, чтоуказанные устройства во внутригабаритном пространстве не будутсоприкасаться с другими элементами подвижного состава;


- габаритподвижного состава Ту (черт. 2 и 3) - предельное поперечное(перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен помещатьсяустановленный на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и внагруженном состоянии подвижной состав с учетом максимальныхнормируемых допусков и износов, за исключением бокового наклонения нарессорах;


- габаритпогрузки грузов Пу (черт. 4) - предельное поперечное(перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен размещатьсягруз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составепри нахождении его на прямом горизонтальном пути.


1.2.Пространство между габаритом приближения строений и габаритомподвижного состава, а также между смежными габаритами подвижногосостава предусмотрено для смещений подвижного состава, которыевызываются отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а такжеколебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рессорах.


1.3.Установленные настоящим стандартом габаритные нормы должныприменяться:


- припроектировании и строительстве новых железных дорог, сооружений,устройств и при проектировании и постройке подвижного состава;


- приреконструкции существующих железных дорог, сооружений, устройств(строительстве вторых путей, электрификации и др.) и модернизацииподвижного состава.


2.ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ


2.1. Габаритприближения строений железных дорог колеи 750 мм и минимальноерасстояние между осями главных путей на перегонах для прямых участковпути должны соответствовать черт.1.


ГАБАРИТ Су



Черт. 1


линияприближения сооружений и устройств, кроме расположенных на путях, электрификация которых исключена;

---х---х--- линия приближения сооружений и устройств из сгораемыхматериалов на путях, электрификация которых исключена;

---·---·--- линия приближения сооружений и устройств из несгораемых и трудносгораемых материалов на путях, электрификация которыхисключена;

-- -- -- -- - линия приближения зданий, сооружений и устройств (кроме пролетныхстроений мостов, тоннелей, галерей и платформ), расположенных свнешней стороны крайних путей на перегонах и раздельных пунктах.

В особо трудныхусловиях, при соответствующем обосновании и по разрешениюминистерства или ведомства, в ведении которого находятсяжелезнодорожные пути, это расстояние может быть уменьшено: довнутреннего края опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров -до 2300 мм на перегонах и до 1925 мм на раздельных пунктах; до зданий- до 2300 мм на перегонах;


..............линия приближения перил на мостах, эстакадах и других искусственныхсооружениях.


Примечания:


1. В нижней части размер 340мм определяет габарит приближения желобов и контррельсов, а размер320 мм - габарит приближения всех других постоянных частей верхнегостроения пути.


2. Разрешается укладыватьнастилы переездов внутри колеи на 30 мм выше уровня верха головокрельсов в случаях, когда это допускается положением нижних частейэксплуатируемого на данной линии подвижного состава.


3. Размеры основногоочертания габарита приближения строений, показанного сплошной линией:в местах работы и передвижения обслуживающего персоналажелезнодорожного транспорта и работников промышленных предприятийследует при необходимости дополнительно увеличивать на величины,гарантирующие наличие между подвижным составом и сооружением илиустройством зазоров, обеспечивающих безопасность работников указанныхкатегорий и устанавливаемых в зависимости от места расположенияпутей, их назначения и специфики предприятия.


Расстояния междуосями смежных путей раздельных пунктов (станций, разъездов, обгонныхпунктов), расположенных на прямых участках, следует принимать неменее указанных в табл.1.


Для кривыхучастков пути горизонтальные размеры габарита приближения строений ирасстояния между осями смежных путей необходимо увеличивать согласнотабл.2.


Таблица1


Наименованиепутей раздельных пунктов

Расстояния,мм, между осями смежных путей на прямых участках железных дорог


колеи750 мм

колеи750 и 1520 мм

Главныеи смежные с ними пути

4000

4700

Сортировочныепути и пути парков приема и отправления поездов

3800

4300

Запасныестанционные пути; пути парков стоянки подвижного состава иливагонов, ожидающих ремонта; пути на молах, пристанях, в портах игаванях

3600

4100

Путидля перегрузки из вагона в вагон (при одинаковом уровне путей):



-при перегрузке мелких грузов вручную

2800

3200

-при перегрузке крупных грузов

2800

3600

Путидля перегрузки из вагона в вагон при разном уровне путей (приодинаковом уровне пола вагонов)

-

3200

Главныеи смежные с ними вытяжные пути

4000

-

Шлакоуборочныеили ремонтные пути

5200

-


Примечания:


1. Расстояния между осямисмежных путей указаны при свободных междупутьях. При наличии впределах междупутий каких-либо сооружений и устройств (платформ,сигнальных устройств, опор, мачт, столбов, гидравлических колонок ит.п.) расстояния между осями смежных путей следует увеличивать,обеспечивая при этом требуемые габаритные размеры от оси пути до этихсооружений и устройств.


2. При механизированнойпогрузке и выгрузке грузов расстояния между осями смежных путейнадлежит увеличивать до необходимых размеров в зависимости отконструкции применяемых механизмов.


3. На внутренних путяхпромышленных предприятий, предназначенных только для специальногоподвижного состава, междупутные расстояния должны определяться потехническим условиям, утверждаемым соответствующими министерствамиили ведомствами.


Таблица2




Увеличениегоризонтальных расстояний, мм



Расчетное

междуосями смежных путей

междуосью пути и линиями габарита

Радиускривой, м

максимальноевозвышение

привозвышении наружного рельса


приближениястроений


наружногорельса, мм

внешнегопути более возвышения наружного рельса внутреннего пути

вовсех остальных случаях

свнут-ренней стороны кривой

снаруж-ной стороны кривой



на

перегонах

наразде льных пунктах

на

перегонах

наразде льных пунктах



1800

15

55(100)

40(120)

25(70)

15(70)

70(85)

20(45)

1500

20

70(120)

45(140)

30(85)

20(85)

90(100)

25(50)

1200

25

90(150)

55(175)

40(110)

25(110)

110(125)

35(65)

1000

30

105(180)

65(210)

45(130)

30(130)

135(155)

40(80)

900

35

120(200)

70(235)

50(140)

30(140)

155(175)

40(85)

800

40

130(220)

80(260)

50(155)

35(155)

180(195)

45(90)

700

45

145(245)

90(290)

53(175)

35(175)

200(220)

45(100)

600

50

155(280)

100(325)

55(195)

40(195)

225(250)

45(110)

500

50

160(310)

110(355)

60(225)

45(225)

225(265)

50(125)

400

50

165(355)

115(405)

65(275)

50(275)

230(290)

50(150)

350

50

170(390)

120(440)

70(310)

55(310)

230(310)

55(165)

300

50

175(435)

125(490)

75(355)

60(355)

235(330)

60(185)

250

50

180(500)

135(545)

85(420)

70(420)

240(365)

65(215)

200

50

200(595)

150(645)

100(515)

80(515)

245(415)

70(260)

150

50

215(755)

170(805)

115(675)

100(675)

250(500)

80(335)

125

50

235(885)

185(930)

135(805)

120(805)

260(570)

90(400)

100

50

270(1075)

210(1125)

170(995)

145(995)

300(670)

105(490)

80

50

315(1315)

240(1365)

190(1235)

175(1235)

360(795)

120(600)

60

50

370(1635)

295(1765)

245(1635)

225(1635)

380(1010)

150(790)

50

50

410(2035)

335(1955)

285(1955)

270(1955)

400(1075)

175(940)

40

50

470

400

345

330

420

210

30

50

570

500

450

435

460

265

25

50

660

670

535

520

500

315

20

50

780

710

660

640

550

380

15

50

980

910

860

840

640

510


Примечания:


1. Основные нормы, указанныебез скобок, определены для движения с максимальной скоростью до 80км/ч расчетного двухосного вагона с длиной прямоугольной части кузова10 м и расстоянием между осями (базой) 6,90 м.


2. Дополнительные нормы,указанные в скобках, следует применять только для путей,предназначенных для перевозки длинномерных грузов и древесины вхлыстах на сцепе двух платформ; наиболее неблагоприятное сочетаниевыносов этих грузов получено:


- для наружной стороны кривой- при перевозке груза длиной 23 м на сцепе двух платформ, имеющихбазу 5,70 м и базу тележки 1,15 м;


- для внутренней стороныкривой - при перевозке груза длиной 25 м на сцепе двух платформ,имеющих базу 2,30 м и базу тележки 1,15 м (база перевозимого груза20,14 м); максимальная скорость движения с такими грузами принятаравной 75 км/ч.


3. При проектированиисооружений и устройств следует принимать норму увеличениягоризонтальных расстояний, соответствующую наиболее неблагоприятномусочетанию расчетных параметров в период строительства и эксплуатациижелезной дороги (с учетом перспективы).


4. При расстояниях междуосями путей на перегонах и раздельных пунктах 4500 мм и болееувеличение их в кривых участках требуется только для путей,предназначенных для перевозки длинномерных грузов. При этомрасстояния между осями путей следует увеличивать на разность величин,приведенных в скобках и без скобок, для соответствующего радиуса.


2.2. Намеждупутьях перегонов, а также раздельных пунктов в пределах полезнойдлины путей для обеспечения механизации работ по техническомуобслуживанию и ремонту пути (балластировке, очистке щебня, уборкеснега и др.) не должно располагаться ни одно сооружение илиустройство, кроме искусственных сооружений, настилов переездов,индукторов локомотивной сигнализации, а также стрелочных приводов иустройств СЦБ. В случаях, когда на станциях с большим путевымразвитием выполнение этого требования невозможно и возникаетнеобходимость расположения в пределах междупутий отдельных устройств(опор, мачт, столбов, стеллажей, напольных устройств СЦБ и др.), этиустройства следует сконцентрировать на ограниченных по числумеждупутьях с тем, чтобы обеспечивалась возможность механизации работпо текущему содержанию и ремонту остальных путей станций.


2.3. Размерыгабарита приближения строений в кривых участках пути следуетотсчитывать:


- горизонтальные- от вертикальной линии, проходящей внутри колеи на расстоянии 375 ммот рабочей грани головки ближайшего к сооружению или устройствурельса;


- вертикальные -от уровня верха головки внутреннего рельса.


2.4. Отверстияворот депо для подвижного состава, а также мастерских должны иметьразмеры в свету не менее, мм:


по ширине -3450;


по высоте -4100.


2.5.Установленные настоящим стандартом вертикальные размеры габаритаприближения строений необходимо соблюдать в течение всего периодаэксплуатации каждого сооружения или устройства и назначать с учетомвозможного изменения уровня верха головок рельсов; понижения -вследствие износа рельсов; повышения - вследствие укладки болеетяжелых типов рельсов, перехода на щебеночный балласт и др.


3.ГАБАРИТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


3.1. Габаритподвижного состава железных дорог колеи 750 мм должен соответствоватьуказанному на черт. 2 и 3 и применяться при проектировании ипостройке нового подвижного состава всех типов: локомотивов, вагонов(грузовых и пассажирских), снегоочистителей и др.









ГАБАРИТТу


Верхнееочертание габарита



Черт. 2


.............. только для сигнальных устройств;


-- -- -- --- для выступающих неответственных частей подвижного состава(козырьков для стока воды, подлокотников, щитков, поручней, крюков,продольных поясков карнизов и прочих мелких выступающих частей) припротяжении их по высоте габарита не свыше 500 мм для съемных частей, 100 мм - для деревянных и 25 мм - для металлических несъемныхчастей;


-·-·-·-·-·-- для пантографов электровозов в нерабочем (опущенном)состоянии и кабин локомотивов, построенных до введения настоящегостандарта.



Нижнееочертание габарита



Черт. 3


------------ для обрессоренных частей подвижного состава;


---х----х--- длянеобрессоренных частей подвижного состава.


Примечание. Припроектировании и постройке нового подвижного состава должныприменяться только размеры, указанные без скобок.


Методикаопределения строительных размеров подвижного состава приведена вприложении.


4.ГАБАРИТ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ


4.1. Грузы,перевозимые на открытом подвижном составе (с длиной прямоугольной части погрузочной платформы не более 10 м и базой не более 6,90 м или при меньших значениях и ,но с обеспечением отношения ),могут иметь по всей длине погрузочной платформы размеры габаритапогрузки, показанного на черт. 4.


На железныхдорогах, предназначенных для перевозки длинномерных грузов илидревесины в хлыстах и имеющих уширения в кривых участках пути понормам, приведенным в табл. 2 в скобках (с учетом примечания 2),допускается иметь размеры габарита погрузки, показанного на черт. 4,по всей длине длинномерных грузов.


ГАБАРИТПОГРУЗКИ ГРУЗОВ ПУ



Черт. 4


Примечания:


1. Размер А долженустанавливаться в зависимости от высоты пола используемого подвижногосостава (платформы, сцепа, транспортера и др.) и массы перевозимогогруза.


2. При перевозке грузов наподвижном составе специальных видов и в пределах ограниченного кругадорог (путей) габарит погрузки может иметь размеры более указанных начерт. 4, которые должны получаться путем уменьшения габарита Ту навеличины ограничений и ,вычисляемых по формулам п.3 приложения.




ПРИЛОЖЕНИЕ


ОПРЕДЕЛЕНИЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ

ПОДВИЖНОГОСОСТАВА



1. Вертикальныеразмеры габарита подвижного состава поверху являются одновременно имаксимальными строительными размерами проектируемого по немуподвижного состава по высоте в ненагруженном состоянии.


Минимальнодопускаемые вертикальные строительные размеры проектируемогоподвижного состава понизу получаются путем увеличения соответствующихвертикальных размеров габарита подвижного состава на величинувозможного в эксплуатации статического параллельного пониженияподвижного состава вследствие максимального нормируемого износаходовых частей, а для обрессоренных деталей и вследствие равномернойосадки рессор.


Для подвижногосостава, в процессе эксплуатации которого возможна замена колесныхпар одного диаметра на колесные пары другого диаметра, вертикальныеразмеры должны определяться:


-поверху - приколесах наибольшего возможного диаметра;


-понизу - приколесах наименьшего возможного диаметра.


2. Максимальнодопускаемые горизонтальные строительные размеры проектируемогоподвижного состава в отдельных сечениях по его длине определяютсяпутем уменьшения соответствующих поперечных размеров габаритаподвижного состава с каждой стороны на величины необходимыхограничений ,или (поперечных смещений подвижного состава при вписывании в кривуюрасчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовыхчастей). Максимально допускаемая ширина подвижного состава на некоторой высоте Н над уровнем верха головки рельсаопределяется по формуле


где - полуширина соответствующего габарита подвижного состава нарассматриваемой высоте;


-одно из указанных выше ограничений ,или .


3. Указанные вп. 2 необходимые ограничения, мм, следует определять:


- внутреннееограничение поперечных сечений подвижного состава, находящихся между шкворнямитележек или направляющими осями подвижного состава нетележечныхвидов, по формуле



- наибольшеевнутреннее ограничение поперечного сечения подвижного состава, находящегося посрединенаправляющей базы подвижного состава (при ),по формуле



- наружноеограничение (а также наибольшее наружное ограничение при )поперечных сечений подвижного состава, расположенных снаружи отшкворней тележек или направляющих осей подвижного составанетележечных видов, по формуле



где -расстояние между шкворнями тележек или направляющими осями подвижногосостава нетележечных видов (база подвижного состава), м;


-расстояние от рассматриваемого поперечного сечения подвижного состава(при расположении сечения между шкворнями тележек или направляющимиосями) до ближайшего шкворня тележки или направляющей оси, м;


-то же, при расположении рассматриваемого поперечного сеченияподвижного состава, в консольных частях;


Р - базатележки, м;


R -расчетный радиус кривой, м;


-уширение колеи в кривой расчетного радиуса, мм;


44, 5 и 55,5 -величины, учитывающие поперечные смещения, соответственно среднего иконцевого сечений расчетного вагона в кривой расчетного радиуса R;


90 -коэффициент, учитывающий поперечное смещение конца проектируемогоподвижного состава в положении полного перекоса в плане разбеговходовых частей;


125 -коэффициент для перевода размерностей.


4. Принеобходимости определения ограничений (кроме наибольших и )для ряда дополнительных сечений по длине подвижного состава(например, расположенных через 1 м) строится горизонтальнаягабаритная рамка (см. чертеж), определяющая наибольшие допускаемые поширине размеры подвижного состава в различных сечениях.


Размеры и ,м, с которых начинаются ограничения, определяются по формулам:

,


где 0,0893 -коэффициент для перевода размерностей.


5. Расчетныйрадиус R кривой устанавливается равным 100 м, для которогоуширение рельсовой колеи равно 14 мм. При соответствующем обосновании величину расчетногорадиуса допускается принимать отличной от 100 м, но не болеенаименьшего радиуса кривой в пределах железнодорожных путей, дляобращения на которых предназначается проектируемый подвижной состав.


6. Припроектировании подвижного состава новых типов с мягким рессорнымподвешиванием (гибкость рессорного подвешивания тележки более 4,5мм/т) допускаемая высота обрессоренных частей подвижного составадолжна определяться, исходя из нижней линии габарита Ту длянеобрессоренных частей, но с учетом плавного сжатия рессорныхкомплектов.


7. Окончательныестроительные размеры подвижного состава должны устанавливаться сучетом обеспечения возможности работы отдельных частей вновьпроектируемого подвижного состава в сочетании с частями существующегоподвижного состава (подкатка колесных пар с другими диаметрами колесили другими типами подшипников, подкатка старотипных тележек и др.) исоблюдением при этом габаритных требований.


8. Проектируемыйподвижной состав не должен выходить за пределы строительногоочертания, определенного настоящим стандартом, не только пономинальным размерам, но и с учетом заводских допусков.





СОДЕРЖАНИЕ


1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ

ГАБАРИТСу

3.ГАБАРИТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ГАБАРИТТу

Верхнееочертание габарита

Нижнееочертание габарита

4.ГАБАРИТ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ

ГАБАРИТПОГРУЗКИ ГРУЗОВ ПУ

ПРИЛОЖЕНИЕ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Чертеж