ГОСТ 25032-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР



СРЕДСТВАГРУЗОЗАХВАТНЫЕ


КЛАССИФИКАЦИЯИ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


ГОСТ25032¾81


Изданиеофициальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОМИТЕТ СССР

ПОДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА




РАЗРАБОТАН


Центральнымнаучно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтоморганизации, механизации и технической помощи строительству(ЦНИИОМТП) Госстроя СССР

Министерствоммонтажных и специальных строительных работ СССР


ИСПОЛНИТЕЛИ

М.Я. Егнус, канд. техн. наук (руководитель темы); Ж. Г. Гордин,канд. техн. наук; С. Р. Райгородский; В. И. Владимиров; В. Г.Шандаров; Е. М. Фадеев; В. В. Баконин


ВНЕСЕНЦентральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальныминститутом организации, механизации и технической помощистроительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР


директорЕ. А. Долгинин


УТВЕРЖДЕНИ ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР поделам строительства от 25 ноября1981 г. № 198





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

___________________________________________________________


СРЕДСТВАГРУЗОЗАХВАТНЫЕ

ГОСТ

Классификацияи общие технические

требования 25032¾81


Differenttypes of crampons.

Classificationsand general technical requirements

___________________________________________________________


ПостановлениемГосударственного комитета СССР по делам строительства от 25ноября 1981 г. № 198срок введения установлен

с01.01 1983 г.



Несоблюдениестандарта преследуется по закону


Настоящийстандарт распространяется на грузозахватные средства, применяемыедля строповки грузов при производстве строительно-монтажных работ.

Стандартне распространяется на грузозахватные средства, снабженные машиннымприводом.


1.КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ


1.1.Грузозахватные средства представляют собой различное сочетаниеследующих основных элементов, подразделяемых по функциональномуназначению на:

захваты;

соединительныеэлементы;

механизмыуправления.

1.1.1.Захваты по принципу взаимодействия с грузом подразделяются на:

зацепные(крюковые);

фрикционные;

анкерные;

опорные.

1.1.2.Соединительные элементы по конструкции подразделяются на:

гибкие;

жесткие.

1.1.3.Механизмы управления по назначению подразделяются на:

обеспечивающиемеханизацию строповки и расстроповки;

обеспечивающиемеханизацию ориентации груза в пространстве.

1.1.4.Приводы механизмов управления подразделяются на:

ручные;

полуавтоматические.

1.2.Пояснение основных терминов, используемых в стандарте, приведены всправочном приложении.


2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


2.1.Грузозахватные средства должны удовлетворять требованиямнастоящего стандарта, стандартов или технических условии на изделияконкретных типов, требованиям строительных норм и правил по техникебезопасности в строительстве, правил устройства и безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР иизготавливаться по чертежам (проектам), утвержденным в установленномпорядке.

2.2.Грузоподъемность грузозахватного средства должна соответствоватьнормальному ряду чисел по ГОСТ 1575—75.

2.3.Схемы нагружения и коэффициенты для расчета должны быть приведены встандартах или технических условиях на грузозахватные средстваконкретных типов.

2.4.Не указанные в чертежах предельные отклонения размеров приизготовлении металлических элементов и деталей следуетпринимать:

изготавливаемыхпутем механической обработки по 14-муквалитету (класс точности «средний») СТ СЭВ302—76;

изготавливаемыхбез механической обработки по 16-муквалитету (класс точности «грубый») СТ СЭВ302—76;

изготавливаемыхпутем штамповки по 2-му классу точностиГОСТ 7505—74;

изготавливаемыхпутем ковки по ГОСТ7829—70.

2.5.При изготовлении коробчатых и трубчатых конструкций грузозахватныхсредств должны предусматриваться меры против скопления в них влаги.

2.6.Грузозахватные средства должны изготавливаться в климатическихисполнениях У (для эксплуатации в районах с умеренным климатом)и ХЛ (для эксплуатации в районах с холодным климатом) по ГОСТ15150—69.

2.7.Грузозахватные средства (за исключением элементов из стальногоканата) должны быть окрашены в соответствии с требованиями главыII части строительных норм и правил по защитестроительных конструкций от коррозии, предъявляемыми к окраскестальных конструкций, эксплуатируемых в слабоагрессивной среде.

2.8.Цвета окраски грузозахватных средств должны соответствовать ГОСТ12.4.026—76.

2.9.Конструкция грузозахватпых средств должна исключать возможностьсамопроизвольного выпадения груза.

2.10.Разъемные соединения грузозахватных средств должны иметь фиксирующиеустройства, предохраняющие от самопроизвольного разъединения.

2.11.При изготовлении элементов грузозахватных средств из стального канатасращивание каната не допускается.

2.12.Конструкция узлов и деталей грузозахватных средств должныотвечать требованиям ремонтопригодности, за исключением неподлежащих восстановлению, и принципу взаимозаменяемости.

2.13.Усилия на рычагах и рукоятках механизмов управления не должныпревышать 160,0 Н (16,0кгс).

2.14.Конструкция механизма дистанционной расстроповки грузов должнаобеспечивать безопасность его применения.

2.15.Грузозахватные средства должны быть испытаны и снабжены клеймом(биркой), а в необходимых случаяхпаспортом в соответствии с требованиями правил устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР.

2.16.Технические требования к материалам, из которых изготавливаютсягрузозахватные средства, и к комплектующим изделиям, входящим в ихсостав, должны быть приведены в стандартах или техническихусловиях на грузозахватные средства конкретных типов.

2.17.Гарантийный срок службы грузозахватных средств должен бытьуказан в стандартах или технических условиях на грузозахватныесредства конкретных типов.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное


Пояснениеосновных терминов, используемых в стандарте


Термин

Пояснение


1.Средство грузозах-ватное



2.Захват



3.Соединительный элемент


4.Механизм управления




5.Зацепной (крюковой) захват



6.Фрикционный захват




7.Анкерный захват




8.Опорный захват



Устройство,предназначенное для обеспечения надежного и эффективногосоединения груза с рабочим органом грузоподъемной машины


Элементгрузозахватного средства, непосредственновзаимодействующий с грузом


Элементгрузозахватного средства, связывающий захват с рабочим органомгрузоподъемной машины


Элементгрузозахватного средства, обеспечивающий механизациюстроповки, расстропопки и ориентации груза


Захват,действие которого основано на удержании груза за счет зацеплениякрюка за петлевой элемент груза


Захват,действие которого основано на удержании груза за счет сил трениямежду поверхностью груза и элементами захвата


Захват,действие которого основано на удержании груза за счет фиксациизакладного элемента захвата в полости груза.


Захват,действие которого основано на удержании груза за счет опираниячасти его поверхности на элемент захвата