ГОСТ 30413-96

ГОСТ 30413-96


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ





ДОРОГИАВТОМОБИЛЬНЫЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСААВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ


Изданиеофициальное




МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУНОРМИРОВАНИЮ И СЕРТИФИКАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)


Москва



Предисловие


1 РАЗРАБОТАНГосударственным дорожным научно-исследовательским институтом(СоюздорНИИ) Российской Федерации


ВНЕСЕН МинстроемРоссии


2 ПРИНЯТМежгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации,техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 12декабря 1996 г.


За принятиепроголосовали:


Наименованиегосударства

Наименованиеоргана государственного



управлениястроительством

РеспубликаАрмения

Министерствоградостроительства


РеспубликиАрмения

РеспубликаБеларусь

МинстройархитектурыРеспублики


Беларусь

РеспубликаКазахстан

МинстройРеспублики Казахстан

КыргызскаяРеспублика

МинстройКыргызской Республики

РеспубликаМолдова

Министерствотерриториального развития,


строительстваи коммунального хозяйст


ваРеспублики Молдова

РоссийскаяФедерация

МинстройРоссии

РеспубликаТаджикистан

ГосстройРеспублики Таджикистан

РеспубликаУзбекистан

ГоскомархитектстройРеспублики Узбе


кистан


3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


4 ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ с 1 июля 1997 г. в качестве государственного стандартаРоссийской Федерации постановлением Госстроя России от 21.04.1997 г.№ 18-5.


Настоящийстандарт не может быть полностью или частично воспроизведен,тиражирован и распространен в качестве официального издания натерритории Российской Федерации без разрешения Госстроя России


Содержание


1 Областьприменения

2 Нормативныессылки

3 Определения

4 Методопределения коэффициента сцепления

4.1 Требования киспытательному оборудованию

4.2 Подготовка киспытаниям

4.3 Проведениеиспытаний

4.4 Обработкаданных испытаний и представление их результатов

Приложение АБиблиография



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ


ДОРОГИАВТОМОБИЛЬНЫЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСААВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ


AUTOMOBILEROADS.

METHOD FORDETERMINING THE COEFFICIENT OF ADHESION BETWEEN VEHICLE WHEEL ANDROAD PAVEMENT


Дата введения1997-07-01



1 Областьприменения


Настоящийстандарт распространяется на метод определения коэффициента сцепленияколеса автомобиля с дорожным покрытием при строительстве новых,реконструкции или эксплуатации существующих автомобильных дорогобщего пользования, а также улиц и дорог городов, поселков и сельскихпоселений.

Стандартраспространяется также на внутрихозяйственные дороги, подъездные ивнутренние автомобильные дороги промышленных предприятии и другихорганизации независимо от их ведомственной принадлежности.


2 Нормативныессылки


В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17697—72Автомобили. Качение колеса. Термины и определения

ГОСТ 20993—75Шины пневматические радиальные для легковых автомобилей. Основныепараметры и размеры

ГОСТ 24555—81Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестациииспытательного оборудования. Основные положения

3 Определения


В настоящемстандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями.

3.1 Коэффициентсцепления (продольного) — отношение максимального касательногоусилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированногоколеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контактаколеса с покрытием.

3.2 Полосынаката — продольные полосы на поверхности проезжей частидороги, соответствующие траекториям движения колес автотранспортныхсредств, следующих по данной полосе движения.

3.3 Полосадвижения — продольная полоса проезжей части, по которойдвижение транспортных средств происходит в один ряд.


4 Методопределения коэффициента сцепления


4.1Требования к испытательному оборудованию


4.1.1 В качествеиспытательного оборудования следует использовать автомобильнуюустановку типа ПКРС-2 [1], состоящую из автомобиля, прицепногоодноколесного прибора, оборудованного датчиками ровности икоэффициента сцепления, а также установленных в автомобиле системыувлажнения покрытия, системы управления и регистрации.

4.1.2 Основныепараметры прицепного прибора и краткая характеристика установки:

размеры шины поГОСТ 20993, дюймы — 6,00—13; 6,15—13; 6,40— 13 и 6,45-13;

тип протектора —с рисунком при глубине его не менее 1,0 мм;

давление воздухав шине, кПа — 170±20 (1,7±0,2 кгс/см2);

нагрузка наколесо, кН — 3±0,03 (300±3 кгс);

максимальноерадиальное биение обода и шины колеса, мм — 2±0,2;

максимальныйстатический дисбаланс колеса, г/см — 50±5;

норма увлажненияпокрытия, л/м2 — 1±0,2;

скоростьдвижения, км/ч — 60;

общаяпогрешность измерений, % — ±4;

пределыизмерения величины коэффициента сцепления — 0,1 —1,0.


4.2Подготовка к испытаниям


4.2.1 Установкадолжна пройти аттестацию, которая оформляется протоколом и аттестатомпо формам, предусмотренным ГОСТ 24555.

4.2.2 Новая шинадолжна пройти обкатку не менее 300 км при скорости 60—80 км/ч,после чего колесо шины должно быть отбалансировано. Подготовленноеколесо не должно использоваться при переездах автомобильной установкина дальние расстояния (более 100 км). При износе протектора дооставшейся глубины рисунка менее 1,0 мм дальнейшее использование шиныдля измерения коэффициента сцепления должно быть прекращено.

4.2.3 Притарировке каналов измерения коэффициента сцепления точка приложениявертикальной силы динамометра должна находиться на расстоянии отцентра колеса, равном радиусу качения колеса.

4.2.4 Передначалом испытаний установка должна проехать не менее 5 км соскоростью 60 км/ч.

4.2.5 Во времяпроведения испытаний необходимо измерять температуру воздуха.



4.3Проведение испытаний


4.3.1 На дорогахи улицах, находящихся в эксплуатации, испытания следует проводить придвижении испытательного колеса по полосе наката левых колесавтотранспортных средств, использующих данную полосу движения, а надорогах и улицах с вновь устроенным покрытием — в пределах всейширины полосы движения.

4.3.2 Испытанияследует проводить при температуре воздуха не ниже О °С.

4.3.3 Во времяпроведения испытаний скорость поступательного движения испытательногоколеса не должна отклоняться от заданной величины более чем на ±5км/ч.

4.3.4 На каждомиз испытываемых участков длиной не менее 1 км следует последовательновыполнить не менее пяти испытании.

4.3.5Продолжительность каждого испытания должна составлять 3 - 4 с.

4.3.6 Припроведении испытания увлажнение поверхности дороги следует начинатьне позже чем за 0,5 с до начала торможения испытательного колеса изаканчивать одновременно с окончанием его торможения. Ширина полосыувлажнения должна быть не менее удвоенной ширины шины испытательногоколеса.


4.4 Обработкаданных испытаний и представление их результатов


4.4.1 Величинукоэффициента сцепления следует вычислять в соответствии с |2].

4.4.2 Полученныевеличины коэффициента сцепления следует откорректировать всоответствии с данными таблицы 1.


Таблица 1 —Величина температурной поправки к коэффициенту сцепления


Температу равоздуха, °С

0

+5

+10

+15

+20

+25

+30

+35

+40

Величинапоправки

-0,06

-0,04

-0,03

-0.02

0

+0,01

+0,02

+0,02

+0,02


4.4.3 Результатыиспытании следует представлять в форме протокола отдельно для каждогоучастка дороги.

Протоколиспытаний должен содержать следующие сведения: местоположение иопознавательные признаки участков испытаний (название дороги и улицы,длина участка испытаний с привязкой к местности, полоса движения,криволинейность в плане, величина продольного уклона);

тип покрытия,среднесуточную интенсивность движения и состав транспортного потокана полосе движения, на которой были выполнены испытания;

погодные условияво время испытания;

величиныкоэффициента сцепления, полученные в соответствии стребованиями 4.4.1 и 4.4.2.







ПРИЛОЖЕНИЕ А(информационное)

Библиография


[1] Средстваизмерений, допущенные к выпуску в обращение в СССР. Описаниеутвержденных образцов. — М.: Изд - во стандартов, 1988. (ПКРС-2зарегистрирован под № 10913-87)

|2] Инструкцияпо эксплуатации автомобильной установки ПКРС-2 для контроля ровностии коэффициента сцепления дорожных покрытий/СоюздорНИИ. — М.,1971




УДК 625.71.032.3(083.74) ОКС 93.080.20 Ж81 ОКСТУ 5009

Ключевые слова:коэффициент сцепления, колесо автомобиля, дорожное покрытие, полосадвижения, полоса наката