ГОСТ 26775-97

ГОСТ26775-97


Группа Ж82



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ



Габаритыподмостовые судоходных пролетов мостов

навнутренних водных путях


Нормыи технические требования


Clearancesof navigable bridge spans

inthe inland waterways

Normsand technical requirements



Датавведения 1998-01-01


ПРЕДИСЛОВИЕ



1 РАЗРАБОТАН Государственным дорожным научно-исследовательскиминститутом (Союздорнии) Российской Федерации


ВНЕСЕН Минстроем России


2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией постандартизации, техническому нормированию и сертификации встроительстве (МНТКС) 23 апреля 1997 г.


За принятие проголосовали



+------------------------------------------------------------------+

¦Наименование государства ¦ Наименование органагосударственного ¦

¦ ¦ управления строительством ¦

+--------------------------+---------------------------------------¦

¦РеспубликаАрмения ¦Министерство градостроительства ¦

¦ ¦Республики Армения ¦

¦ ¦ ¦

¦РеспубликаБеларусь ¦Минстройархитектуры Республики ¦

¦ ¦Беларусь ¦

¦ ¦ ¦

¦Грузия ¦Министерство урбанизации и ¦

¦ ¦строительства Грузии ¦

¦ ¦ ¦

¦КыргызскаяРеспублика ¦Минстрой Кыргызской Республики ¦

¦ ¦ ¦

¦РеспубликаМолдова ¦Министерство территориального ¦

¦ ¦развития, строительства и ¦

¦ ¦коммунального хозяйства Республики ¦

¦ ¦Молдова ¦

¦ ¦ ¦

¦РоссийскаяФедерация ¦Госстрой России ¦

¦ ¦ ¦

¦РеспубликаТаджикистан ¦Госстрой Республики Таджикистан ¦

¦ ¦ ¦

¦РеспубликаУзбекистан ¦Госкомархитектстрой Республики ¦

¦ ¦Узбекистан ¦

+------------------------------------------------------------------+



3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 сентября 1997 г. в качестве государственногостандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 3июля 1997 г. N 18-25



Введение


Настоящий стандарт разработан с целью создания и дальнейшегоиспользования в странах СНГ единого нормативного документа,регламентирующего на внутренних водных путях (ВВП) нормы итехнические требования на габариты судового хода в подмостовомпространстве судоходных пролетов мостовых переходов, необходимые дляпропуска судов, плотов и других плавсредств, исходя из безопасныхусловий, при которых возможна эксплуатация транспортного флота,соблюдение общих требований по экологической безопасности водногобассейна и обеспечение сохранности пролетных строений и опор самихмостов.


Стандарт учитывает возможность захода судов одного суверенногогосударства СНГ на внутренние водные пути другого государства СНГ,возможность интеграции внутреннего водного транспорта вобщеевропейскую водно-транспортную сеть и участия СНГ в единомЕвропейском рынке по предоставлению на ВВП транспортных услуг, атакже перспективу развития перевозок судами смешанного "Река-море"плавания и другим перспективным флотом.


Регламентируемые стандартом нормы и технические требования позволяютоптимизировать проектные решения, принимаемые на всех этапах созданияи эксплуатации объектов строительства мостовых переходов всех видов иназначений.



1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые иреконструируемые (кроме железнодорожных) постоянные мосты навнутренних водных путях. Распространение требований настоящегостандарта на реконструируемые железнодорожные мосты должнорассматриваться индивидуально для каждого конкретного случая.


Положения настоящего стандарта подлежат применению расположенными натерритории государств предприятиями и объединениями предприятий, втом числе союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами,межотраслевыми, региональными и другими объединениями, независимо отформ собственности и подчинения, министерствами (ведомствами) идругими органами управления.


Стандарт не распространяется на судоходные пролеты мостов черезморские проливы и заливы, морские судоходные каналы, участки водныхпутей, по которым проходят государственные границы, а также черезустьевые участки рек, в которые заходят морские суда.



2НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:


ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения.Правила применения


ГОСТ 26600-85 Знаки и огни навигационные внутренних водных путей.Общие технические условия.



3ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящем стандарте применены термины, их определения и сокращенияв соответствии с приложением А.



4НОРМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


4.1 Внутренние водные пути (далее - водные пути или ВВП) взависимости от их характеристик и использования транспортным итехническим флотом подразделяют на семь классов:


1 и 2 - сверхмагистральные;


3 и 4 - магистральные;


5, 6 и 7 - местного значения.


4.2 Водные пути в зависимости от гарантированных (нормированных)габаритов судового хода подразделяют на участки.


4.3 Класс участка водного пути, на котором предусматриваетсястроительство или реконструкция мостов, следует определять всоответствии с основными характеристиками, приведенными в таблице 1.


Если по гарантированной и средненавигационной глубинам судового ходаучасток водного пути относится к разным классам, то его следуетотносить к более высокому из этих классов.


На участках водных путей, на которых не установлены гарантированныегабариты судового хода, но которые используют или намечают киспользованию в перспективе транспортным флотом в полноводный периоднавигации, класс следует определять по средненавигационной глубине.


Участки водных путей, на которых в расчетной перспективе непредполагается использование транспортного флота, приведенного втаблице 1, но пригодные для судоходства, следует, как правило,относить к 7-му классу.


Класс участка водного пути, как правило, не может быть выше классанижерасположенного участка. Исключение составляют водные пути, накоторых увеличение гарантированной глубины происходит снизу вверх потечению или на которых местные перевозки имеют более развитыйхарактер, чем транзитные.


Средненавигационную и гарантированную глубины следует определять всоответствии с действующими рекомендациями по определению классавнутренних водных путей.



Таблица 1


Основныехарактеристики водных путей и

транспортногогрузового флота


Вметрах

+-----------------------------------------------------------------------+

¦ ¦ Глубина судового хода на ¦ Расчетные ¦Расчетная¦

¦Классводного ¦ перспективу ¦ ширина/длина ¦надводная¦

¦пути(участка)¦ ¦ состава ¦ высота ¦

¦ +---------------------------+------------------¦ судна ¦

¦ ¦гарантирован-¦средненавига-¦судового¦плотового¦ ¦

¦ ¦ная ¦ционная ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------------------------------+


1-сверхмагис- Св.3,2 Св.3,4 36/220 110/830 15,2

тральные или или

29/280 75/950


2-тоже Св.2,5 до 3,2 Св.2,9 до 3,4 36/220 75/950 13,7


3- магистраль- Св.1,9 до 2,5 Св.2,3 до 2,9 21/180 75/680 12,8

ные


4-тоже Св.1,5 до 1,9 Св.1,7 до 2,3 16/160 50/590 10,4


5-местного Св.1,1 до 1,5 Св.1,3 до 1,7 16/160 50/590 9,6

значения


6-тоже Св.0,7 до 1,1 Св.0,9 до 1,3 14/140 30/470 9,0


7-тоже 0,7 и менее От 0,6 до 0,9 10/100 20/300 6,6


Примечания


1 В таблице не приведены характеристики судов пассажирского итехнического флота (земснаряды, плавкраны и др.), составов,используемых для перевозок крупногабаритного и другогоспецоборудования, которые при определении класса водного пути иподмостовых габаритов следует учитывать дополнительно, исходя изконкретных условий участка водного пути.


2 Расчетные значения габаритов плотового состава приведены без учетагабаритов вспомогательного буксира-плотовода.



4.4 Очертания и размеры подмостовых габаритов судоходных неразводныхи разводных пролетов мостов (далее - подмостовые габариты) взависимости от класса водного пути должны соответствовать указаннымна рисунках 1 и 2 и в таблице 2.



Таблица 2


Подмостовыегабариты судоходных

пролетовмостов



Вметрах

+------------------------------------------------------------------+

¦ ¦ Высота ¦ Ширина подмостовогогабарита В,¦

¦Классводного ¦ подмостового ¦ не менее, дляпролета ¦

¦пути(участка) ¦ габарита h, +--------------------------------¦

¦ ¦ не менее ¦ неразводного ¦ разводного ¦

+----------------+----------------+-----------------+--------------¦

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+------------------------------------------------------------------+


1 17,0 140 60


2 15,0 140 60


3 13,5 120 50


4 12,0 120 40


5 10,5 100/60 30


6 9,5 60/40 -


7 7,0 40/30 -



Примечания


1 Приведенные в таблице значения являются габаритами судового ходапод судоходными пролетами.


2 В знаменателе приведена ширина для второго и последующих судоходныхпролетов.


3 Значения ширины ,указанные в графе 4, приведены для разводного пролета,предназначенного для пропуска только судов с большой надводнойвысотой (превышающей значения, указанные в таблице 1). Если разводнойпролет предназначен для пропуска составов, то его ширину следуетпринимать в соответствии с графой 3.


4.5 Очертание подмостового габарита должно быть прямоугольным(соответствовать указанному на рисунках 1 и 2 контуру АВСDА).


На участках водных путей 1-4-го классов для неразводных пролетовмостов с криволинейным очертанием нижнего пояса пролетных строений,располагаемых в стесненных условиях (в пределах городов и подходов кним, вблизи транспортных узлов, на автомобильных дорогах со сложнымиразвязками на берегах и в других обоснованных случаях), допускаетсяпринимать очертание подмостового габарита по контуру АЕFКLDA. Приэтом высоту и ширину устанавливают по согласованию с органами, регулирующими судоходство,но не менее, соответственно, 0,7и 0,7 .


4.6 В неразводных пролетах допускается снижать ширину подмостовогогабарита ,м:


- в пролете, предназначенном для движения плавучих средств тольковниз по течению при отсутствии плотоперевозок на водных путях:


4-гокласса - до 100;


5-го " - " 80;


6-го " - " 40;


7-го " - " 30;


- в пролете, предназначенном для движения плавучих средств тольковверх по течению при средней скорости течения в меженный период,превышающей 0,5 м/с, на водных путях:


1-гокласса - до 120;


2-го " - " 100;

3-гои 4-го " -" 80.


При этом очертание подмостового габарита должно быть толькопрямоугольным.




АВСDА и АЕFКLDА - контуры подмостового габарита;


РСУ - расчетный высокий судоходный уровень воды;


ПУ - проектный уровень воды;


-общая высота подмостового габарита;


-высота подмостового габарита над РСУ;


-ширина подмостового габарита;


-гарантированная глубина судового хода на перспективу;


-амплитуда колебаний уровней воды между РСУ и ПУ.


Положение навигационных знаков условно не показано.



Рисунок 1- Подмостовой габарит неразводного судоходного

пролетамоста




АВСDА - контур подмостового габарита;


РСУ - расчетный высокий судоходный уровень воды;


ПУ - проектный уровень воды;


-общая высота подмостового габарита;


-высота подмостового габарита над РСУ;


-ширина подмостового габарита;


-гарантированная глубина судового хода на перспективу;


-амплитуда колебаний уровней воды между РСУ и ПУ.


Положение навигационных знаков условно не показано.



Рисунок 2- Подмостовой габарит разводного судоходного

пролетамоста


)- с раскрытием пролетного строения;


)- с вертикальным подъемом пролетного строения



4.7 Ширина подмостового габарита может быть принята меньше указанной в таблице 2, если пролет мостаполностью перекрывает суммарную ширину водного пути с береговымиполосами отвода с обеих сторон, находящимися в ведении органовречного транспорта.


4.8 Для мостов с разводными пролетными строениями, которыепредназначены для пропуска только судов с большой надводной высотой,высоту устанавливают по согласованию с органами, регулирующими судоходство,и другими заинтересованными органами. При этом ее следует определятьисходя из величины надводной высоты соответствующих судов илиобъектов, предназначенных для проводки в этом судоходном пролете.


4.9 Неразводные мосты должны иметь, как правило, не менее двухсудоходных пролетов: отдельно для движения плавучих средств вниз потечению (от истока к устью) и вверх (против течения).


Если в рассматриваемом створе ширина водного пути с гарантированнымиглубинами недостаточна для размещения двух судоходных пролетов,допускается предусматривать один судоходный пролет. При этом снижениепод ним ширины подмостового габарита, указанное в 4.6, недопускается.


4.10 В наплавных мостах допускается устройство одного судоходногопролета.


4.11 В наплавных мостах ширину выводной части устанавливают взависимости от класса водного пути с учетом гидрологических условий,а также условий эксплуатации флота, но не менее 1,5-кратнойгарантированной ширины судового хода.


4.12 Отметку РСУ следует определять по методике, приведенной вприложении Б.


4.13 Для мостовых переходов через водные пути, по которым вполноводный период навигации возможен заход судов транспортного флотас водных путей более высокого класса, подмостовые габариты судоходныхпролетов следует устанавливать по результатам комплексноготехнико-экономического обоснования, согласованного с департаментомречного транспорта транспортного министерства (ведомства), а призаходе судов с водных путей 1-го и 2-го классов - также сМинистерством обороны (Главным штабом ВМФ и Штабом тыла ВС).


4.14 Мостовые переходы следует располагать на участках водных путей,удовлетворяющих следующим требованиям:


а) русло реки должно быть устойчивым, позволяющим удерживать судовойход без перемещений его по ширине реки и не допускающим измененияглубин, влияющих на судоходство;


б) участок реки должен быть прямолинейным с достаточным удалением отперекатов, по возможности, без поймы или с высокой незначительнозатопляемой поймой. Длина прямолинейного участка, а также расстояниеот моста до перекатов должны быть, как правило, с верховой стороны неменее трех, а с низовой стороны - не менее полутора длин расчетногосудового (плотового) состава;


в) направление течения и ось судового хода должны быть, как правило,параллельны. Отклонение не должно превышать 10 град.;


г) глубина в судоходных пролетах мостов по всей ширине подмостовогогабарита В, а также на расстоянии от мостового перехода, указанном в4.14 б, должна быть не менее гарантированной глубины судового хода нарасчетную перспективу d.


4.15 Расположение и количество судоходных пролетов должны бытьвыбраны на основе прогноза возможных русловых переформирований.


В случае деформации русла в процессе эксплуатации в створе мостовогоперехода и на подходах к нему и при отсутствии условий для переносасудоходства в другой пролет с нормальными судоходными условиямиизыскательские, дноуглубительные и другие путевые работы, связанные собеспечением безопасности судоходства в районе мостового перехода,производят государственные бассейновые управления (государственныепредприятия) водных путей за счет владельца моста в объемах,обеспечивающих габариты судового хода, согласованные припроектировании мостового перехода.


4.16 Класс участка водного пути, на котором предусматриваетсястроительство или реконструкция мостового перехода, насверхмагистральных и магистральных водных путях устанавливаютгосударственные бассейновые управления (государственные предприятия)водных путей, на водных путях местного значения - их линейныеподразделения.


Утверждение класса производят:


- на сверхмагистральных и магистральных водных путях департаментыречного (водного) транспорта или иные службы транспортногоминистерства (ведомства);


- на водных путях местного значения - государственные бассейновыеуправления (государственные предприятия) водных путей по поручениювышестоящих органов.


Выдачу технических условий на проектирование мостового переходапроизводят государственные бассейновые управления (государственныепредприятия) водных путей.


4.17 Проекты мостовых переходов в части выбора створа и расположениярусловых опор, подмостовых габаритов, определения отметок РСУ и ПУ,оборудования навигационными знаками и организации строительствадолжны быть согласованы с государственными бассейновыми управлениями(государственными предприятиями) водных путей, а насверхмагистральных водных путях, кроме того, с департаментами(службами) речного (водного) транспорта транспортного министерства(только в части выбора створа, расположения опор и подмостовыхгабаритов).


Для участков водных путей, где возможно плавание морских и военныхсудов, согласовывать проекты следует также с департаментом морскоготранспорта соответствующего министерства (ведомства), Министерствомобороны или уполномоченными ими организациями.


Проекты мостовых переходов через сверхмагистральные водные пути вчасти установления подмостовых габаритов должны быть согласованы сМинистерством обороны (Главным штабом ВМФ и Штабом тыла ВС).


Согласование проектов мостовых переходов на водных путях, непредполагаемых к использованию водным транспортом в перспективе,должно производиться местными администрациями (органамиисполнительной власти) по заключениям линейных подразделенийгосударственных бассейновых управлений (государственных предприятий)водных путей.



5ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ



5.1 При расположении мостовых переходов на городских, автодорожных ижелезнодорожных магистралях в условиях, отличающихся от указанных в4.14а, б, должны быть предусмотрены соответствующие меры,обеспечивающие необходимые условия судоходства (изменение схемымоста, устройство выправительных сооружений, спрямление русла,укрепление берегов и др.).


5.2 При устройстве мостов на водных путях 1-5-го классов, имеющиходностороннюю пойму, пропускающую более 25 % паводкового расходаводы, при проектировании должны быть предусмотрены выправительныесооружения, регулирующие высокие воды (незатопляемыеструенаправляющие дамбы, полузапруды и т.п.).


5.3 Увеличение максимальной скорости течения воды в створе моста,вызванное его строительством и эксплуатацией, не должно превышать 20%при значении максимальной скорости течения воды в естественныхусловиях до 2 м/с и 10% - при ее значении более 2 м/с.


5.4 Опоры моста в пределах их высоты от низа пролетного строения долинии возможного размыва дна не должны иметь обращенных к судоходнымпролетам выступающих частей, представляющих собой опасность длясудоходства. Горизонтальные сечения опор должны иметь обтекаемуюформу.


5.5 Плоскости опор, обращенные в сторону судоходных пролетов, должныбыть, как правило, параллельны направлению течения, а при отсутствиитечения - оси судового хода. При этом отклонение не должно превышать10 град.


5.6 На пролетных строениях и опорах судоходных пролетов мостов должныразмещаться навигационные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ26600.


5.7 На лицевой части опор и пролетного строения судоходного пролета,обращенной к судоводителям, должна быть выполнена вертикальнаяразметка безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23457.


5.8 Плоскости опор, обращенные в сторону судоходных пролетов моста, втемное время суток должны быть освещены. При этом световой поток недолжен создавать помех для судоходства.


5.9 На опорах судоходного пролета должно быть обозначено положение(отметка) РСУ в соответствии с требованиями ГОСТ 26600.


5.10 На мостовых переходах с большим количеством пролетных строенийнесудоходный пролет, примыкающий к судоходному, при необходимостиможет быть оборудован навигационным знаком, запрещающим судоходствопод этим пролетным строением.



ПРИЛОЖЕНИЕА

(обязательное)


ТЕРМИНЫ,ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ



1 Внутренний водный путь (ВВП) -


- реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства илесосплава.


2 Внутренний судоходный путь (судоходный путь) -


- внутренний водный путь, используемый для движения судов и другихплавучих средств.


3 Класс внутреннего водного пути -


- характеристика участка внутреннего водного пути, устанавливаемая взависимости от гарантированной и (или) средненавигационной глубинсудового хода, а также расчетных параметров транспортного флота нарасчетную перспективу.


Примечание - Цифровое обозначение классов принято от 1 до 7 поубывающей значимости классов в системе внутренних водных путей.


4 Судоходство -


- плавание судов, плотов и других плавучих средств по внутреннимводным путям с целью осуществления грузовых и пассажирских перевозок,а также других видов деятельности.


5 Судовой ход -


- пространство (подводное и надводное) на судоходном пути,предназначенное для судоходства и обозначаемое на местности или накарте.


6 Габариты судового хода -


- глубина, ширина, надводная высота и радиус закругления судовогохода.


7 Гарантированные габариты судового хода (гарантированные габариты) -


- установленные на участке судоходного пути наименьшие габаритысудового хода при расчетных судоходных уровнях воды.


8 Гарантированная глубина (ширина) судового хода -


- установленная на участке судоходного пути наименьшая глубина(ширина) судового хода при проектном уровне воды.


9 Средненавигационная глубина судового хода -


- средневзвешенная глубина судового хода на участке судоходного пути,используемая транспортным флотом в эксплуатационный период навигации.


10 Мостовой переход -


- комплекс инженерных сооружений, состоящий из моста, подходов к нему(эстакад, земляных насыпей или выемок), регуляционных иберегозащитных сооружений.


11 Судоходный пролет моста (судоходный пролет) -


- пролет моста, предназначенный для пропуска плавучих средств.


12 Судоходный разводной пролет (разводной пролет) -


- пролет моста с вертикальным подъемом, поворотом или раскрытиемпролетного строения (всего или его части), предназначенный дляпропуска плавучих средств.


Примечание - Различают разводные пролеты, предназначенные дляпропуска расчетных судов и составов транспортного флота и дляпропуска только судов с большой надводной высотой.


13 Наплавной мост -


- мост на плавучих опорах (понтонах).


14 Подмостовой габарит судоходного пролета моста (подмостовойгабарит) -


- очертание габарита судового хода, перпендикулярное его оси, вподмостовом пространстве судоходного пролета моста.


Примечания


1 Подмостовой габарит определяется:


- общей высотой ,состоящей из высоты h над расчетным высоким судоходным уровнем воды(РСУ), гарантированной глубины судового хода на перспективу от проектного уровня воды (ПУ) и амплитуды колебаний уровней воды между РСУ и ПУ;


- шириной .


2 В подмостовом габарите не должны находиться элементы моста и егооборудования, включая навигационные знаки.


15 Реконструируемый мост -


- мост, подлежащий переустройству с полной заменой пролетных строенийи использованием (полным или частичным) существующих опор.


16 Ось судового хода -


- условная линия, проходящая в средней части судового хода.


17 Уровень воды -


- высота поверхности воды в водном объекте над условнойгоризонтальной плоскостью сравнения.


18 Расчетный высокий судоходный уровень воды (РСУ) -


- судоходный уровень воды, определяемый расчетом, от которогоотсчитывается высота подмостового габарита.


19 Проектный уровень воды (ПУ) -


- расчетный низкий судоходный уровень воды с заданнойобеспеченностью.


Примечание - Применяется при путевых работах на внутренних судоходныхпутях и установлении гарантированных габаритов судового хода.


20 Подпорный уровень воды -


- уровень воды, образующийся в водотоке или водохранилище врезультате подпора.


21 Нормальный подпорный уровень воды (НПУ) -


- наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который можетподдерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехническихсооружений.


22 Подпор -


- подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения илистеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод.


23 Расчетная перспектива (перспектива) -


- расчетный срок, определяемый прогнозированием развития водноготранспорта, но не менее 25 лет.


Примечание - Начальным годом расчетного перспективного периодаявляется год обращения проектно-конструкторских организаций,проектирующих мост, в органы, регулирующие судоходство.


24 Навигационный период (навигация) -


- интервал времени возможной по климатическим условиям илифактической работы флота на перевозках.


Примечание - Различают навигационные периоды: эксплуатационный,директивный и физической навигации.


25 Эксплуатационный период навигации -


- интервал времени работы флота на перевозках.


26 Период физической навигации (физическая навигация) -


- интервал времени от начала очищения водного пути от льда до началаустойчивого ледообразования.


27 Река -


- водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками сосвоего водосбора и имеющий четко выраженное русло.


28 Водохранилище -


- искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением наводотоке с целью хранения воды и регулирования стока.


29 Русло реки -


- выработанное речным потоком ложе, но которому осуществляется стокбез затопления поймы.


30 Пойма -


- часть дна речной долины, сложенная наносами и периодическизаливаемая в половодье и паводки.


31 Перекат -


- характерная для равнинных рек форма донного рельефа, сформированнаяотложениями наносов, обычно в виде широкой гряды, пересекающей руслопод углом к общему направлению течения, вызывающая отклонение его отодного берега к другому.


32 Гидрологический пост -


- пункт на водном объекте, оборудованный устройствами и приборами дляпроведения систематических гидрологических наблюдений.


33 Опорный гидрологический пост -


- гидрологический пост, характерный для данного участка водного пути,на котором устанавливают проектный уровень воды.


34 Половодье -


- фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данныхклиматических условиях в один и тот же сезон, характеризующаясянаибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды ивызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников.


Примечание - Различают половодья весеннее, весенне-летнее и летнее.


35 Паводок -


- фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться вразличные сезоны года. Характеризуется интенсивным, обычнократковременным, увеличением расходов и подъемом уровней воды ивызывается дождями или снеготаянием во время оттепелей.


36 Навигационное оборудование внутреннего водного пути (навигационноеоборудование) -


- навигационные знаки, устанавливаемые на судоходных путях дляобеспечения безопасности судоходства.


37 Береговая полоса отвода внутренних водных путей (полоса отвода) -


- прибрежная полоса отвода земли вдоль внутреннего водного пути,предоставленная в установленном порядке для работ, связанных собеспечением судоходства.


38 Дноуглубительные работы -


- работы по углублению дна на судоходных путях для достижениязаданных габаритов.


39 Органы, регулирующие судоходство на внутренних водных путях,


- организации речного (водного) транспорта, осуществляющие функциигосударственного управления водными путями, содержания их всудоходном состоянии и надзора за судоходством.


Примечание - К органам, регулирующим судоходство на внутренних водныхпутях, относят соответствующие департаменты (службы) транспортныхминистерств и ведомств, государственные бассейновые управления(государственные предприятия) водных путей, государственные речныесудоходные инспекции.



ПРИЛОЖЕНИЕБ

(обязательное)


ОПРЕДЕЛЕНИЕРАСЧЕТНОГО СУДОХОДНОГО

УРОВНЯВОДЫ (РСУ)


Б.1Определение РСУ для участков

нешлюзованныхрек



Б.1.1 Определяют расчетную продолжительность физической навигации ,сут, как среднеарифметическое значение этих периодов за все годынаблюдений (не менее 10 лет).


Б.1.2 Определяют допускаемую для данного класса водного путипродолжительность ,сут, стояния уровней воды выше РСУ по формуле


, (Б.1)


где К - коэффициент допускаемого снижения продолжительностифизической навигации, принимаемый равным: 5 - для водных путей 1-го и4-го классов, 6 - для 2-го и 3-го классов, 3 - для 5-го класса, 2 -для 6-го и 7-го классов.