ГОСТ 10629-88 (с попр. 1990)

ГОСТ10629-88


УДК625.142.4:006.354 Группа Ж83


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ШПАЛЫЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ1520 мм


Техническиеусловия


Prestressedreinforced concrete sleepers

for1520 mm gauge railways. Specifications


ОКП 58

Датавведения 1990-01-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ



1. РАЗРАБОТАН ИВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР


ИСПОЛНИТЕЛИВ.В.Серебренников, канд.техн.наук; В.М.Кольнер, канд.техн.наук(руководители темы); И.В.Амеличев, канд.техн.наук; В.Ф.Барабошин,канд.техн. наук; В.Д.Черников; Н.И.Гаврилина; А.И.Комянко;О.И.Крикунов, канд.техн.наук; Л.Е.Берлин, канд.техн.наук;В.М.Климова, канд.техн.наук; В.И.Пименова; Т.В.Барабанова;В.И.Деньщиков


2. УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного строительногокомитета СССР от 21.11.88 № 228


3. ВЗАМЕН ГОСТ10629-78


4. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ


ОбозначениеНТД,

накоторый дана ссылка

Номерпункта

ОбозначениеНТД,

накоторый дана ссылка

Номерпункта

ГОСТ8.326-78

3.13

ГОСТ13015.4-84

4.1

ГОСТ7348-81

1.3.8

ГОСТ16017-79

3.8

ГОСТ7392-85

1.3.7

ГОСТ18105-86

3.1

ГОСТ10060-87

3.2

ГОСТ22362-77

3.3

ГОСТ10180-78

3.1

ГОСТ23009-78

1.2.3

ГОСТ10268-80

1.3.7

ГОСТ23157-78

1.3.13

ГОСТ13015-75

3.4,3.7

ГОСТ23616-79

2.4

ГОСТ13015.0-83

1.3.3

ГОСТ25706-83

3.11

ГОСТ13015.1-81

2.1

ГОСТ26633-85

1.3.2

ГОСТ13015.2-81

1.4.1

ТУ14-4-1471-87

1.3.8


ВНЕСЕНА поправкак ГОСТ 10629-88, опубликованная в ИУС № 5 1990 г.


Настоящийстандарт распространяется на железобетонные, предварительнонапряженные шпалы для железнодорожных путей с рельсовой колеейшириной 1520 мм и рельсами типов Р75, Р65 и Р50, по которымобращается типовой подвижной состав общей сети железных дорог СССР.





1.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


1.1. Шпалыследует изготовлять в соответствии с требованиями настоящегостандарта по технологической документации, утвержденной вустановленном порядке.

1.2. Основныепараметры и размеры

1.2.1. Шпалы взависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:

Ш1 - дляраздельного клеммно-болтового рельсового скрепления (типа КБ) сболтовым креплением подкладки к шпале;

Ш2 - длянераздельного клеммно-болтового рельсового скрепления (типа БПУ) сболтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале;

1.2.2. Форма иразмеры шпал должны соответствовать указанным в табл. 1 и на черт.1-4. Показатели материалоемкости шпал приведены в приложении 1.

Таблица1


Маркашпалы

Расстояниемежду упорными кромками разных концов шпалы а, мм

Расстояниемежду упорными кромками одного конца шпалы ,мм

Расстояниемежду осями отверстий для болтов ,мм

Расстояниемежду осью отверстия и упорной кромкой ,мм

Уголнаклона упорных кромок

Направлениебольшей стороны отверстия для болта относительно продольной осишпалы

Ш1-1

2012

404

310

47

55°

Поперечное

Ш1-2

2000

392

310

41

72

"

Ш2-1

2012

404

236

84

55

Продольное


Примечания:

1. На кромках, примыкающих к подошве и торцам шпалы, допускаются фаски шириной неболее 15 мм.

2. Посогласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять шпалы, у которых размеры и расположение углублений на подошвеотличаются от указанных на черт. 1, а форма и размеры вертикальныхканалов для закладных болтов отличаются от указанных на черт. 2-4.

1- закладная шайба; 2 - проволочная арматура Сечение 3 - 3 приведенона черт. 3

Черт.1

ПОДРЕЛЬСОВАЯЧАСТЬ ШПАЛЫ Ш1 - 1

Черт.2


ПОДРЕЛЬСОВАЯЧАСТЬ ШПАЛЫ Ш1 - 2

Сечения4-4, 5-5 и 6-6 приведены на черт. 2


Черт.3







ПОДРЕЛЬСОВАЯЧАСТЬ ШПАЛЫ Ш2 - 1

Черт.4


РАЗМЕЩЕНИЕАРМАТУРЫ

наторце шпалы















всреднем сечении шпалы

Черт.5


1.2.3. Шпалыобозначают марками в соответствии с требованиями ГОСТ 23009. Маркашпалы состоит из двух буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группасодержит обозначение типа шпалы (п. 1.2.1). Во второй группеуказывают вариант исполнения подрельсовой площадки (табл. 1).

Пример условногообозначения (марки) шпалы типа Ш1, первого варианта исполненияподрельсовой площадки:

Ш1-1

1.2.4. Взависимости от трещиностойкости, точности геометрических параметров,качества бетонных поверхностей шпалы подразделяют на два сорта:первый и второй.

Шпалы второгосорта предназначены для укладки на малодеятельных, станционных иподъездных путях. Поставку шпал второго сорта производят только ссогласия потребителя.

1.3.Характеристики

1.3.1. Шпалыдолжны удовлетворять требованиям трещиностойкости, принятым при ихпроектировании, и выдерживать при испытании контрольные нагрузки,указанные в табл. 2.


Таблица2


Испытываемоесечение шпалы

Контрольнаянагрузка, кН (тс), для шпал


первогосорта

второгосорта

Подрельсовое

130(13,2)

120(12,2)

Среднее

98(10,0)

88(9,0)


1.3.2. Шпалыследует изготовлять из тяжелого бетона по ГОСТ 26633 класса попрочности на сжатие В40.

1.3.3.Фактическая прочность бетона (в проектном возрасте, передаточная иотпускная) должна соответствовать требованиям ГОСТ 13015.0.

1.3.4.Нормируемую передаточную прочность бетона следует принимать равной 32МПа (326 кгс/см).

1.3.5. Отпускнуюпрочность бетона принимают равной передаточной прочности бетона.

1.3.6. Маркабетона по морозостойкости должна быть не ниже F200.

1.3.7. Длябетона шпал следует применять щебень из природного камня или щебеньиз гравия фракции 5-20 мм по ГОСТ 10268. Допускается по согласованиюизготовителя с потребителем применять:

щебень фракции20-40 мм в количестве не более 10% от массы щебня фракции 5-20 мм поГОСТ 10268;

щебень изприродного камня фракции 5-25 мм по ГОСТ 7392 при соответствии еговсем другим требованиям ГОСТ 10268.

1.3.8. Вкачестве арматуры шпал следует применять стальную проволокупериодического профиля класса Вр диаметром 3 мм по ГОСТ 7348 и ТУ14-4-1471-87.

1.3.9.Номинальное число арматурных проволок в шпале 44. Расположениепроволок, контролируемое на торцах шпалы, должно соответствоватьуказанному на черт. 5. Расстояние по вертикали в свету между парамиили отдельными проволоками, в случае их отклонения от проектногоположения, не должно быть менее 8 мм. Допускается разворот парпроволок на 90° при сохранении указанного выше расстояния.

Для обеспеченияпроектного расположения проволок могут применяться разделительныепроставки, остающиеся в теле бетона шпалы (см. приложение 2).Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применятьпроставки, отличающиеся от указанных в приложении 2.

1.3.10. Общаясила начального натяжения всех арматурных проволок в пакете должнабыть не менее 358 кН (36,4 тс). Среднее значение силы начальногонатяжения одной проволоки при их номинальном числе должно составлять8,12 кН (827 кгс). Сила натяжения отдельных проволок не должнаотличаться от среднего значения более чем на 10%.

Снижение силынатяжения отдельных проволок сверх 10%, вызванное проскальзываниемпроволоки в захвате, не должно быть более чем у одной проволоки вшпалах первого сорта и у двух проволок в шпалах второго сорта.

1.3.11.Допускаются отклонения от номинального числа арматурных проволок приусловии, что общая сила натяжения имеющихся проволок не менееуказанной в п. 1.3.10. При этом предельные отклонения по числупроволок не должны превышать ±2 шт.

1.3.12. Концынапрягаемой арматуры не должны выступать за торцевые поверхности шпалпервого сорта более чем на 15 мм и второго сорта - более чем на 20мм.

1.3.13.Закладные шайбы должны соответствовать ГОСТ 23157.

1.3.14. Значениядействительных отклонений геометрических параметров шпал не должныпревышать предельных, указанных в табл. 3.


Таблица3

мм


Наименованиеотклонения

Наименование

Пред.откл.для шпал

геометрическогопараметра

геометрическогопараметра

первогосорта

второгосорта

Отклонениеот линейного

Расстояниеа

±2

+3;-2

размера

Расстояние

+2;-1

+3;-1


Расстояниеи

±1

±1


Глубиназаделки в бетон




закладнойшайбы

±6;-2

+6;-2


Длинашпалы

±10

±20


Ширинашпалы

+10;-5

+20;-5


Высоташпалы

+8;-3

+15;-5

Отклонениеот прямолинейно-




стипрофиля подрельсовых




площадокна всей длине или




ширине

-

1

1



Примечание.Размеры, для которых не указаны предельные отклонения, являютсясправочными.


1.3.15. Уклонподрельсовых площадок к продольной оси шпалы в вертикальнойплоскости, проходящей через ось (подуклонка), должен быть в пределах1:18 - 1:22 для шпал первого сорта и 1:16 - 1:24 для шпал второгосорта.

1.3.16. Разницауклонов подрельсовых площадок разных концов шпалы в поперечном к осишпалы направлении (пропеллерность) не должна превышать 1:80.

1.3.17. Значениядействительных отклонений толщины защитного слоя бетона до верхнегоряда арматуры не должны превышать, мм:

+7- для шпал первого сорта;

-5

+10-для шпал второго сорта.

-5

1.3.18. Размерыраковин на бетонных поверхностях и околы бетона ребер у шпал недолжны превышать значений, указанных в табл. 4.


Таблица4


Предельныеразмеры, мм

раковин

околовбетона ребер

Видповерхности шпалы


Глубина

Диаметр(наибольший размер)


Глубина


Длинапо ребру

Шпалы

Шпалы

Шпалы

Шпалы

Шпалы

Шпалы

Шпалы

Шпалы

первогосорта

второгосорта

первогосорта

второгосорта

первогосорта

второгосорта

первогосорта

второгосорта

Подрельсовые





площадки

10

10*

15

30

Упорные





кромкипод





рельсовых





площадок

10

10**

10

20

Верхняя





поверхность





среднейчасти





шпалы

10

30

15

30

Прочиеу частки





верхней




Нерегламенти-

поверхности

15

60

15

руются

Боковыеи





торцевые





поверхности

15

60

30

Тоже

--------------------

* Не более трех раковин на одной площадке.

**Не более одной раковины.


Примечания:

1.Допускается наличие на продольных кромках подрельсовых площадокотпечатков от сварных швов между несъемными подрельсовыми плитами и формой.

2.Допускается наличие на торцах шпал отпечатков элементов жесткостидиафрагм глубиной не более 5 мм.


1.3.19. Глубиназазоров между проволоками и бетоном на торцах шпал не должнапревышать 15 мм для шпал первого сорта и 30 мм для шпал второгосорта.

1.3.20. В шпалахне допускают:

наплывы бетона вканалах для болтов, препятствующие свободной установке и поворотуэтих болтов в рабочее положение;

местные наплывыбетона на подрельсовых площадках;

провертываниеболтов рельсового скрепления в каналах шпалы при завинчивании гаек;

трещины вбетоне.

Для формированияканалов для болтов допускается установка внутренних элементов,конструкцию и материал которых согласовывают с потребителем.

1.4. Маркировка

1.4.1.Маркировка шпал должна соответствовать требованиям ГОСТ 13015.2 инастоящего стандарта.

1.4.2. Наверхней поверхности шпал штампованием при формовании наносят:

товарный знакили краткое наименование предприятия-изготовителя - на каждой шпале;

год изготовления(две последние цифры) - не менее чем у 20% шпал каждой партии:

В концевой частикаждой шпалы краской наносят:

штамп ОТК;

номер партии.

1.4.3. Местананесения маркировочных надписей указаны на черт. 6.

Допускаетсянанесение товарного знака или краткого наименованияпредприятия-изготовителя и года изготовления на одной половине шпалы.

1.4.4.Маркировочные надписи следует выполнять шрифтом высотой не менее 50мм.

1.4.5. На обоихконцах шпалы второго сорта наносят краской поперечную полосу шириной15-20 мм (см. черт. 6).


МАРКИРОВКАШПАЛЫ


1- номер партии; 2 - товарный знак или краткое наименованиепредприятия-изготовителя;

3- год изготовления; 4 - знак шпалы второго сорта

Черт.6


2.ПРИЕМКА

2.1. Приемкушпал осуществляют партиями в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1и настоящего стандарта.

2.2. Шпалыпринимают:

по результатампериодических испытаний - по показателям морозостойкости бетона иточности геометрических параметров шпал, за исключением размера ашпал типа Ш1 - 2;

по результатамприемо-сдаточных испытаний - по показателям трещиностойкости шпал,прочности бетона (классу бетона по прочности на сжатие, передаточнойи отпускной прочности), состояния каналов для болтов, точностиразмера шпал типа Ш1 - 2, качества бетонных поверхностей шпал.

2.3.Периодические испытания шпал по показателям морозостойкости бетонапроводят раз в год, по точности геометрических параметров - раз вмесяц.

2.4. По точностигеометрических параметров шпалы принимают по результатам выборочногоконтроля. При объеме партии шпал св. 3200 шт. план выборочногоконтроля следует принимать по ГОСТ 23616.

2.5. Дляиспытания на трещиностойкость от каждой партии отбирают контрольныешпалы в количестве 0,3%, но не менее 3 шт. Партию принимают потрещиностойкости, если отобранные для испытаний шпалы выдержаликонтрольные нагрузки. Шпалу считают выдержавшей испытание натрещиностойкость, если при контрольных нагрузках не обнаруженывидимые трещины в подрельсовых и среднем сечениях. За видимуюпринимают поперечную трещину в бетоне длиной более 30 мм от кромкишпалы и раскрытием у основания более 0,05 мм.

Принеудовлетворительном результате испытания на трещиностойкостьдопускается разделять партию на более мелкие и предъявлять их кповторным испытаниям на трещиностойкость. При неудовлетворительномрезультате повторного испытания допускается проводить сплошноеиспытание всех шпал партии.

2.6. Приемкушпал по состоянию каналов для болтов и качеству бетонных поверхностейпроводят по результатам сплошного контроля.

3.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ


3.1. Прочностьбетона на сжатие определяют по ГОСТ 10180 на серии образцов,изготовленных из бетонной смеси рабочего состава, хранившихся вусловиях, установленных ГОСТ 18105.

3.2.Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.

3.3. Общую силунатяжения арматуры контролируют по показаниям манометра всоответствии с ГОСТ 22362 с параллельным подключением самопишущегоприбора для записи усилия натяжения.

Силу натяженияотдельных проволок арматуры измеряют методом поперечной оттяжки поГОСТ 22362.

3.4. Дляизмерения линейных размеров шпал, а также раковин и околов бетонаприменяют металлические измерительные инструменты по ГОСТ 13015.Глубину раковин, а также зазоров между проволоками и бетоном наторцах шпал измеряют штангенциркулем с заостренной штангой.


СХЕМАКОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРА а (а)И ПОДУКЛОНКИ ПОДРЕЛЬСОВЫХ ПЛОЩАДОК (i1 И i2)



1-шаблон или индикаторное устройство

Черт.7


3.5. Расстояниемежду упорными кромками углублений подрельсовых площадок разныхконцов шпалы а измеряют шаблоном, накладываемым одновременно на обеподрельсовые площадки шпалы (черт. 7).

Расстояния междукромками углубления одного конца шпалы а,между осями отверстий для болтов аи от оси отверстия до упорной кромки аобеспечивают проверкой этих размеров на форме у металлических плит,образующих при формовании шпал углубления в подрельсовых площадках.

3.6. Уклонподрельсовых площадок в продольном и поперечном к оси шпалынаправлениях (подуклонка и пропеллерность) измеряют индикатором,накладываемым одновременно на обе подрельсовые площадки шпал (черт. 7и 8).














СХЕМАКОНТРОЛЯ ПРОПЕЛЛЕРНОСТИ ШПАЛЫ (i)


1- измерительный прибор

Черт.8


3.7. Отклонениеот прямолинейности подрельсовых площадок определяют по ГОСТ 13015измерением наибольшего зазора между поверхностью площадки и ребромметаллической поверочной линейки.

3.8. Глубинузаделки в бетон закладных шайб контролируют приспособлением,вставляемым в канал шпалы и поворачиваемым на 90° (черт. 9).

Отсутствие вканалах шпалы наплывов бетона, препятствующих установке и поворотуболта в рабочее положение, а также провертывания болта призавинчивании гайки проверяют закладным болтом по ГОСТ 16017 спредельными плюсовыми отклонениями размеров головки. Проверяют всечетыре канала контролируемой шпалы.


СХЕМАУСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

ГЛУБИНЫЗАДЕЛКИ ШАЙБ

1- ручка; 2 - шток; 3 - шкала; 4 - указатель; 5 - корпус; 6 - головка

Черт.9


3.9. Толщинузащитного слоя бетона над верхним рядом арматуры контролируютпосередине шпалы методом, указанным на черт. 10. Допускается посогласованию изготовителя с потребителем контролировать толщину наторцах шпалы металлической линейкой.

3.10. Высотушпалы проверяют штангенциркулем в поперечных сечениях посерединекаждой подрельсовой площадки и посередине шпалы.


СХЕМАИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ БЕТОНА

НАДВЕРХНИМ РЯДОМ АРМАТУРЫ ПОСЕРЕДИНЕ ШПАЛЫ

1- рейка; 2 - проволока верхнего ряда арматуры

Черт.10


3.11. Каждуюшпалу, отобранную для испытаний на трещиностойкость, испытываютстатической нагрузкой последовательно в подрельсовых и среднемсечениях по схемам, приведенным на черт. 11.

Нагрузкуравномерно увеличивают с интенсивностью не более 1 кН/с (100 кгс/с) идоводят до контрольной, указанной в табл. 2. Эту нагрузкуподдерживают постоянной в течение 2 мин, после чего осматриваютбоковые поверхности с двух сторон шпалы у испытываемого сечения сцелью обнаружения видимых трещин в растянутой зоне бетона.Поверхность бетона при этом не смачивают. Освещенность поверхностибетона - не менее 3000 лк. Для измерения длины трещин применяютметаллическую линейку, а для ширины раскрытия трещин - измерительнуюлупу по ГОСТ 25706 с ценой деления 0,05 мм.


СХЕМЫИСПЫТАНИЯ ШПАЛЫ НА

ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ

вподрельсовом сечении











всреднем сечении

1- стальная пластина с уклоном нижнего основания 1:20 размером 250х100мм, средней толщиной 25 мм; 2 - стальная пластина размером 250х100х25мм; 3 - резиновая прокладка размером 250х100х10 мм; 4 - стальнойвалик диаметром 40 и длиной 250 мм

Черт.11


3.12. Переченьприспособлений, индикаторов и шаблонов для контроля геометрическихпараметров шпал приведен в приложении 3.

3.13. Всенестандартизированные средства измерений и испытаний должны пройтиметрологическую аттестацию в соответствии с ГОСТ 8.326.


4.ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ


4.1.Транспортирование и хранение шпал следует производить в соответствиис требованиями ГОСТ 13015.4 и настоящего стандарта.

4.2. Шпалыследует транспортировать и хранить в штабелях горизонтальными рядамив рабочем положении (подошвой вниз). Высота штабеля должна быть неболее 16 рядов.

Подкладки подшпалы и прокладки между ними в штабеле следует располагать в углублениях подрельсовых площадок шпал. Толщина деревянных подкладоки прокладок должна быть не менее 50 мм. Допускается по согласованиюизготовителя с потребителем применять деревянные прокладки сечениемне менее 40х40 мм при расположении их на расстоянии 30 - 40 мм отупорных кромок углублений в подрельсовых площадках шпал.

4.3. Шпалытранспортируют в полувагонах или автомобилях. Транспортирование шпалразных марок и сортов в одном полувагоне или автомобиле недопускается.


5.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ


5.1.Изготовитель гарантирует соответствие шпал требованиям настоящегостандарта при соблюдении потребителем правил их эксплуатации,транспортирования и хранения.

5.2. Гарантийныйсрок эксплуатации шпал - 3 года со дня укладки их в путь. Исчислениегарантийного срока начинается не позже 9 мес. со дня поступления шпалпотребителю.



Приложение1

Обязательное


ПОКАЗАТЕЛИМАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ШПАЛ


Показателиматериалоемкости шпал, изготовленных по типовой поточно-агрегатнойтехнологии в десятигнездных формах (без учета технологических ипроизводственных потерь за пределами формы):

объембетона на одну шпалу ...................... 0,108 куб.м

расходстали на 1 м3 бетона:

напрягаемойпроволоки диаметром 3 мм .............67,2 кг

закладныхшайб ................................... 11,8 кг



ПРИЛОЖЕНИЕ2

Рекомендуемое


РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯПРОСТАВКА

Материал- Ст 3. Толщина - 1 мм. Масса - 0,037 кг.

Черт.12


ПРИЛОЖЕНИЕ3

Справочное


ПЕРЕЧЕНЬПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ИНДИКАТОРОВ И ШАБЛОНОВ

ДЛЯКОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ШПАЛ


Для контролягеометрических параметров железобетонных шпал рекомендуетсяпользоваться комплектом приспособлений, индикаторов и шаблонов,разработанных институтом "Индустройпроект" и принятыхМинистерством промышленности строительных материалов СССР.


Наименованиегеометрического параметра

Наименованиеприспособления, индикатора или шаблона

Шифрпроекта

Расстояниемежду упорными кромками

Шаблонконтроля размера а у

3477/10

углубленийв подрельсовых площадках

железнодорожныхшпал с углом

разныхконцов шпалы а

наклонакромок 55°

Уклонподрельсовых площадок

Индикаторконтроля уклонов и

3477/4-А

впродольном и поперечном к

пропеллерностиподрельсовых

оси шпалынаправлениях

площадокжелезнодорожных шпал

Глубиназаделки в бетон

Приспособлениедля контроля

3633/4

закладныхшайб

глубинызаделки закладных шайб

Толщиназащитного слоя

Приспособлениедля контроля

3633/3

бетона всредней части шпалы

толщинызащитного слоя бетона

Глубинараковин и зазоров

Приспособлениедля замера

3633/5

междупроволокой и бетоном