ГОСТ P ИСО 10011-2-93
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПОПРОВЕРКЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Часть 2.Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов
Guidelines for auditingquality systems.
Part 2: Qualificationcriteria for quality systems auditors
ОКСТУ 0012
Дата введения 1994-07-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН ВНИИСертификации Госстандарта России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕПостановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 322
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 Настоящий стандарт содержит полныйаутентичный текст международного стандарта ИСО 10011-2-91"Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2.Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке системкачества".
Введение
В целях эффективного и единообразногопроведения проверок систем качества, как это определено в ГОСТ Р ИСО10011-1, требуются минимальные критерии для квалификацииэкспертов-аудиторов.
Настоящий стандарт устанавливает этиминимальные критерии и содержит методы, с помощью которых должнооцениваться и поддерживаться соответствие потенциальногоэксперта-аудитора отмеченным критериям. Данная информация содержитсяв приложении А. Приложение В содержит информацию по национальнойаттестации экспертов-аудиторов, но оно не является неотъемлемойсоставной с частью ГОСТ Р 10011-1 ИСО.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержитметодические указания по квалификационным критериям дляэкспертов-аудиторов. Она применима при выборе экспертов-аудиторов дляпроведения проверок систем качества в соответствии с рекомендациямиГОСТ Р ИСО 10011-2.
2 Нормативные ссылки
ИСО 8402-86. Качество. Словарь*.
---------------
* ИСО 8402-86. Качество. Словарь.Находится во ВНИИС
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93. Руководящиеуказания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка
ГОСТ Р ИСО 10011-3-93. Руководящиеуказания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программойпроверок.
3 Определения
Определения - по ГОСТ Р ИСО 10011-2 иГОСТ Р ИСО 10011-1-93
4 Образование
Кандидаты в эксперты-аудиторы должныиметь законченное среднее или высшее образование. Кандидаты должныпродемонстрировать способность ясно и свободно выражать концепции иидеи устно и письменно на официально признанном языке.
5 Подготовка
Кандидаты в эксперты-аудиторы должныпройти подготовку (с соответствующим испытанием) в объеме,необходимом для обеспечения их компетентности при проведении провероки руководстве проверками. Особенно целесообразной следует считатьподготовку в следующих областях:
знание и понимание стандартов, насоответствие которым могут осуществляться проверки систем качества;
методы осмотра, опроса, проведенияоценивания и подготовки отчета;
дополнительные навыки, необходимые дляруководства проверкой, такие, как планирование, организация, общениеи управление.
Наличие компетентности в этих вопросахдолжно быть продемонстрировано с помощью письменных или устныхэкзаменов или другим способом.
6 Опыт работы
Кандидаты в эксперты-аудиторы должныиметь не менее 4 лет соответствующей практической работы (не считаявремени подготовки), из них не менее двух лет в области обеспечениякачества.
Прежде чем взять на себяответственность за проведение проверки в качестве эксперта-аудитора,кандидат должен приобрести опыт осуществления полного процессапроверки, описанного в ИСО 10011-1 в результате участия не менее чемв четырех проверках общей продолжительностью не менее 20 дней,включая анализ документации, фактическую деятельность по проверкам исоставление отчетов о них.
Опыт работы должен быть в достаточнойстепени современным.
7 Личные качества
Кандидат в эксперты-аудиторы должениметь широкий кругозор и быть выдержанным; обладать логическиммышлением, aнaлитическим складом ума и твердостью воли; обладатьспособностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы сточки зрения главной перспективы, а также понимать роль отдельныхподразделений в организации в целом.
Эксперт-аудитор должен уметь применятьэти качества для того, чтобы:
беспристрастно собирать и оцениватьобъективные доказательства;
сохранять верность целям проверки безопасения или пристрастия;
постоянно оценивать последствияпроверки и взаимодействия с персоналом;
строить свои отношения ссоответствующим персоналом так, чтобы это наилучшим образомспособствовало достижению целей проверки;
с пониманием относиться к национальнымобычаям страны, в которой проводится проверка;
осуществлять процесс проверки, неотвлекаясь на второстепенное;
посвящать все внимание проверке иоказывать поддержку процессу проверки;
реагировать быстро и адекватно встрессовых ситуациях;
приходить к приемлемым заключениям наосновании наблюдений, сделанных при проверке;
сохранять верность заключению вопрекидавлению внести изменение, не основанное на доказательстве.
8 Способность к руководству
Кандидаты в эксперты-аудиторы с помощьюподходящих способов должны продемонстрировать свои знания ивозможность их применения, а также необходимые навыки по руководству,требуемые для осуществления проверки, как рекомендуется в ИСО10011-1.
9 Поддержание компетентности
Эксперты-аудиторы должны поддерживатьсвою компетентность. Для этого необходимо:
обеспечение современного уровня своихзнаний в области методов и методики проверок;
участие, если необходимо, в подготовкепо повышению квалификации;
анализ проделанной работы, проводимыйне реже, чем каждые три года аттестационной комиссией (приложение А).
Эти меры должны обеспечивать постоянноесоответствие экспертов-аудиторов требованиям настоящего стандарта.Аттестация экспертов-аудиторов должна учитывать любую дополнительнуюинформацию (положительную или отрицательную), появившуюся послепредыдущего аттестовывания.
10 Язык
Никто из членов группыэкспертов-аудиторов не должен участвовать в "неподдерживаемых"проверках, если они свободно не владеют согласованным языкомпроверки. "Поддержка" в данном случае означает, что членыгруппы экспертов-аудиторов всегда имеют в своем распоряжении лицо,владеющее необходимыми навыками технического языка и не подверженноедавлению, которое могло бы повлиять на проведение проверки.
11 Выбор главного эксперта-аудитора
Главного эксперта-аудитора дляконкретной проверки выбирает руководство программы проверки из числаквалифицированных экспертов-аудиторов на основании факторов,описанных в ГОСТ Р ИСО 10011-3 с учетом следующих дополнительныхкритериев:
опыт участия в качествеквалифицированных экспертов-аудиторов не менее чем в трех полныхпроверках, осуществленных в соответствии с рекомендациями, данными вГОСТ Р ИСО 10011-1;
умения эффективного общения как вустной, так и письменной форме на согласованном языке проверки.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(Обязательное)
ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ ВЭКСПЕРТЫ-АУДИТОРЫ
А.1 Общие положения
Настоящее приложение являетсянеотъемлемой составной частью ГОСТ Р ИСО 10011-2 и содержит методыоценки кандидатов в эксперты-аудиторы в соответствии с критериями,определенными в настоящем стандарте.
А.2 Аттестационная комиссия
Ключевым средством применениянастоящего стандарта ГОСТ Р ИСО 10011-2 является формирование иработа аттестационной комиссии, которая может быть внутренней иливнешней по отношению к проверяемой организации; ее главная цель -оценка квалификации кандидатов в эксперты-аудиторы.
Председателем этой комиссии должно бытьлицо, осуществляющее в настоящее время руководство важными процессамив области проверки. Оно должно соответствовать рекомендациям поквалификации экспертов-аудиторов, приведенным в ГОСТ Р ИСО 10011-2, ибыть приемлемым для большинства других членов комиссии и руководстваорганизации, ответственной за деятельность аттестационной комиссии.Комиссия должна включать представителей из других областей,обладающих современными и глубокими знаниями процесса проверки. В ихчисло следует включать заказчиков, которым требуются отчеты опроверке, и проверяемые организации, подвергавшиеся регулярнымреальным проверкам.
Методы подбора конкретных членовкомиссии зависят от типов предлагаемой деятельности по проверке:
внутренние проверки - руководствоорганизации подбирает членов организации;
проверки, организуемые потребителем, -членов комиссии подбирает потребитель, если не оговорен иной порядокдействий;
независимые проверки третьей стороной -совет руководства национальной системы сертификации или эквивалентныйему орган подбирают членов комиссии.
В аттестационную комиссию входит неменее двух членов.
Аттестационные комиссии должныдействовать по определенным правилам в соответствии с методиками,разработанными для гарантирования того, что процесс подбора неявляется произвольным, осуществляется согласно критериям,установленным в настоящей части ГОСТ Р ИСО 10011, и не подверженстолкновению интересов.
А.3 Оценивание
А.3.1 Образование и подготовка
У кандидата должно быть доказательствотого, что он имеет необходимые знания и навыки для проведенияпроверок и руководства проверками. Они могут быть в форме экзамена,проводимого под контролем национального органа по сертификации, илидругого способа, приемлемого для аттестационной комиссии.
При оценивании кандидатов вэксперты-аудиторы комиссия должна также использовать:
беседы с кандидатами;
экзамены;
письменную работу кандидатов.
А.3.2 Опыт работы
Комиссия должна удостовериться в том,что опыт работы, о котором заявил кандидат, действительно былприобретен в течение приемлемого периода времени.
А.3.3 Личные качества
Комиссия должна использовать следующиеметоды:
беседы с кандидатами;
беседы с бывшими работодателями,коллегами и т. д.;
структурное тестирование насоответствующие характеристики;
деловые игры;
наблюдения в условиях реальнойпроверки.
А.3.4 Способность к руководству
Комиссия должна использовать следующиеметоды:
беседы с кандидатами;
беседы с бывшими работодателями,коллегами и т. д.;
структурное тестирование насоответствующие характеристики;
деловые игры;
наблюдения в условиях реальнойпроверки;
проведение анализа записей опрохождении подготовки к сдаче соответствующих экзаменов.
А.3.5 Поддержание компетентности
Аттестационная комиссия должнапериодически анализировать работу экспертов-аудиторов, принимая вовнимание оценку этой работы, даваемую руководством программыпроверки. Любая переаттестация экспертов-аудиторов, проводимая наосновании такого анализа, должна осуществляться аттестационнойкомиссией.
А.3.6 Решения комиссии
Аттестационная комиссия должна одобрятьили не одобрять предложенные кандидатуры. Анализ работыэкспертов-аудиторов также должен завершаться лишь одобрением илинеодобрением. Решения необходимо документально оформить и довести досведения кандидатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(Справочное)
НАЦИОНАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯЭКСПЕРТОВ-АУДИТОРОВ
В.1 Общие положения
Настоящее приложение содержитинформацию по национальной аттестации экспертов-аудиторов, но оно неявляется неотъемлемой составной частью ГОСТ Р ИСО 10011-2
В.2 Национальная аттестация
Страны могут изъявить желание создатьсвой собственный национальный орган, ответственный за компетенцию ипоследовательное оценивание экспертов-аудиторов. Этот орган можетпроводить аттестацию экспертов-аудиторов непосредственно и (или)осуществлять аккредитацию других организаций, которые в свою очередьих аттестуют. Такая аттестация экспертов-аудиторов должна проводитьсяна основе критериев, содержащихся в настоящей части ГОСТ Р ИСО10011-2
Национальный орган должен состоять излиц, соответствующих требованиям, предъявляемым к членаматтестационной комиссии (приложение А). Лица, отвечающие изложеннымкритериям, могут, если нужно, быть из различных географическихрайонов страны (чтобы облегчить беседы с кандидатами из разныхрегионов). Они должны представлять достаточное многообразиеорганизаций с тем, чтобы обеспечить представление существенных,хорошо обоснованных точек зрения.
Национальному органу следует создатьмеханизм, позволяющий немедленно лишать удостоверения техэкспертов-аудиторов, поведение которых не является в должной мерепрофессиональным и этичным. Такой механизм должен включать в себябеспристрастную и открытую процедуру апелляции. Этому можетспособствовать требование, чтобы будущие эксперты-аудиторыподписывали соответствующий моральный кодекс в качестве одного изусловий аттестации.
Неудовлетворительная работа должнавести либо к лишению сертификата, либо к участию в подготовке поповышению квалификации с целью доведения работы эксперта-аудитора доприемлемого уровня.