ГОСТ Р 22.7.01-99

ГОСТ Р 22.7.01-99


УДК658.382.3:006.354 Группа Т00


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безопасность вчрезвычайных ситуациях


ЕДИНАЯДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА


Основные положения


Safety in emergencies.

Incorporated on dutydispatching service of city.

General statements


ОКС13.020

ОКСТУ0022


Дата введения 2000—01—01



Предисловие


1РАЗРАБОТАН Всероссийским научно исследовательским институтом попроблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) сучастием рабочей группы специалистов Технического комитета постандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение иликвидация чрезвычайных ситуаций»


ВНЕСЕНТехническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданскаяоборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»


2ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9ноября 1999 г. № 400-ст


3ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


4Настоящий Государственный стандарт разработан в обеспечениереализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «Озащите населения и территорий от ЧС природного и техногенногохарактера», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Обаварийно-спасательных службах и статусе спасателей»,постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г.№ 1113 «О единой государственной системе предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 24 марта 1997 г. №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерацииинформацией в области защиты населения и территорий от ЧС природногои техногенного характера»



1 Область применения


Настоящийстандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядокфункционирования единой дежурно-диспетчерской службы города, района(далее — ЕДДС) в режимах повес дневной деятельности, повышеннойготовности и чрезвычайной ситуации (далее — ЧС).

Положениянастоящего стандарта обязательны для федеральных органовисполнительной власти, входящих в единую государственную системупредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее —РСЧС), и их территориальных органов, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органовуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданскойобороны (далее — ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (далее — органов управления ГОЧС), взаимодействующих сними служб, а также научно-исследовательских, проектных и монтажныхорганизаций всех форм собственности, привлекаемых для создания иобеспечения функционирования ЕДДС.


2 Определения и сокращения


Внастоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующимиопределения- ми:

единаядежурно-диспетчерская служба города, ЕДДС: Органповседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС,предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских(дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органеуправления ГОЧС;

дежурно-диспетчерскаяслужба, ДДС: Дежурный или диспетчерский орган городской службы,входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средствапостоянной готовности к действиям в ЧС;

объединеннаясистема оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайныхситуациях, ОСОДУ: Организационно-техническое объединение ЕДДСгорода, являющейся центральным органом управления этой системы ивзаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб;

пунктуправления ЕДДС, ПУ ЕДДС: Здание (сооружение, помещение),предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала иоснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи иоповещения;

узелсвязи ЕДДС, УС ЕДДС: Организационно-техническоеобъединение сил и средств связи, развернутых на пункте управленияЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и городскогооргана управления ГОЧС;

центроповещения ЕДДС, ЦО ЕДДС: Организационно-техническое объединениесил и специальных технических средств оповещения и персональноговызова, взаимодействующих с автоматизированной системойцентрализованного оповещения ГО;

комплекссредств автоматизации ЕДДС, КСА ЕДДС:Организационно-техническое объединение программно-технических средствавтоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода,хранения, обработки и выдачи необходимых данных;

автоматизированнаясистема ЕДДС, АС ЕДДС: Совокупность взаимосвязанных системи средств связи, оповещения и автоматизации управления,обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных наЕДДС, и являющихся составной частью местной подсистемыавтоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.


3 Основные положения


3.1Целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации ислужб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайныхситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средствгородских служб при их совместных действиях по предупреждению иликвидации ЧС.

3.2Основные задачи ЕДДС:

-прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайныхпроисшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновенияЧС;

-анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее доДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

-сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (системмониторинга) и распространение между ДДС города полученной информацииоб угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке идействиях сил и средств по ликвидации ЧС;

-обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнениесостава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение опереводе в высшие режимы функционирования ОСОДУ;

-обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер поликвидации чрезвычайной ситуации, подготовка и коррекция заранееразработанных и согласованных с городскими службами вариантовуправленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер инеобходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органамиполномочий);

-информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных силпостоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

-представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС,сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях поликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов)вышестоящим органом управления по подчиненности;

-доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС иподчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения иорганизация взаимодействия;

-обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходеработ по их ликвидации и представление соответствующих докладов поподчиненности.

3.3При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятсяв готовность городская комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) иорган управления ГОЧС города, которые берут на себя управлениедальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В такихситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧСсобранной информации, подготовку вариантов возможных решений идонесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также оперативноеуправление действиями органов управления, сил и средств городскойподсистемы РСЧС.

ЕДДСнебольших городов и сельских районов о таких Ч С обязательнодокладывают в орган управления ГОЧС ближайшего города.

3.4ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросамсбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующиморганом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

3.5Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городскихДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (потелефонам 01, 02, 03, 04 и др.).

3.6ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна:

-немедленно приступить к экстренным действиям по оповещению иинформированию ДДС и координации их усилий по предотвращению и (или)ликвидации ЧС после получения необходимых данных;

-самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамкахсвоих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности длясогласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДСнесет ответственность за своевременность принятия необходимыхэкстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурныхценностей.

3.7ЕДДС города создается при городском органе управления ГОЧС. В крупныхгородах, имеющих в своем составе административные округа или (и)муниципальные районы, при соответствующих органах управления могутсоздаваться окружные или (и) районные ЕДДС. В небольших городах исельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДСможет создаваться при органе местного самоуправления.

ЕДДСсоздается на штатной (за счет дополнительной численности органауправления, при котором она создается) или нештатной основе (за счетпривлечения на дежурство должностных лиц существующих органовуправления).

3.8В городах — административных центрах субъектов РоссийскойФедерации — ЕДДС могут создаваться на базе органов управленияГОЧС областей (республик в составе Российской Федерации, краев).Создаваемая таким образом ЕДДС субъекта Российской Федерациисовмещает функции оперативной дежурной службы (пункта управления,центра управления в кризисных ситуациях) органа управления ГОЧСсубъекта Российской Федерации и ЕДДС города — административногоцентра субъекта Российской Федерации.

3.9ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал,пункт управления, технические средства управления, связи иоповещения. В крупных городах для обеспечения функционирования ЕДДСдолжна создаваться автоматизированная система в составе узла связи;

центраоповещения и комплекса средств автоматизации.

3.10В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны бытьпредусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несениякруглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включеныстарший оперативный дежурный и его помощник, а в крупных городахтакже специалисты — аналитики по направлениям (для обобщенияпоступающей из различных источников информации) иоператоры-диспетчеры (для приема и распространения сообщений отнаселения и организаций).

3.11УС ЕДДС должен решать следующие задачи:

-прием и передача документов управления, обмен всеми видами информациис вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управленияв установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;

-незамедлительное доведение сигналов оповещения;

-образование каналов и линий связи, их настройка и измерение, а такжеосуществление запланированных транзитных соединений каналов;

-поддержание устойчивой связи с подвижными объектами при ихпередвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствамисвязи.

3.11.1При этом УС ЕДДС должен обеспечивать:

-устойчивое функционирование средств связи;

-поддержание действующих связей в заданных режимах работы иобеспечение своевременного установления запланированных и вновьорганизуемых связей;

-техническую готовность средств и сооружений связи для привязкиподвижных средств связи;

-внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящуюсвязь;

-безопасность связи и информации;

-прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскимиорганами управления, а также с ДДС города;

-прием информации по единому выделенному телефонному номеру городскойтелефонной сети общего пользования одновременно от несколькихабонентов;

-автоматическое определение номера входящего абонента;

-документирование (запись) ведущихся переговоров;

-коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) досоответствующих ДДС города;

-радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

3.11.2Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС в городах РоссийскойФедерации предусматривается использование единого общеевропейскоготелефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.

3.12ЦО ЕДДС создается в целях оперативного оповещения об угрозе иливозникновении ЧС вышестоящих органов управления, взаимодействующихслужб, а также подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности.

3.12.1Основными задачами ЦО ЕДДС являются:

-оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС,органа управления ГОЧС и ЕДДС города;

-оповещение и вызов городских ДДС, а также подразделений силпостоянной готовности, подчиненных ЕДДС;

-оповещение населения города о возникновении ЧС и информирование егооб использовании средств и способов защиты от поражающих факторовисточника чрезвычайной ситуации.

3.12.2Задействование средств ЦО ЕДДС осуществляется старшим оперативнымдежурным по указанию вышестоящих органов управления илисамостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) споследующим докладом.

3.12.3Из ЦО ЕДДС речевые и текстовые сообщения, условные сигналы и команды,сигналы вызова должностным лицам, дежурно-диспетчерским службам иподразделениям постоянной готовности могут передаваться по проводнымсредствам связи и средствам радиосистем персонального вызова.

3.12.4Оповещение населения города при возникновении ЧС осуществляется покоманде старшего оперативного дежурного с использованиемавтоматизированной системы централизованного оповещения ГО сзадействованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети всоответствии с утвержденной инструкцией.

3.13КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполненияперсоналом ЕДДС следующих управленческих функций:

-накопления и обновления социально-экономических,природно-географических, демографических и других данных о городе,городских органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерскихслужбах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС,потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятияхпо предупреждению и ликвидации ЧС;

-сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС,сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

-прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основесопоставления информации, поступающей из различных источников;

-подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидацииЧС, их отображения на электронной (цифровой) карте территории города;

-представления требуемых данных вышестоящим, подчиненным ивзаимодействующим органам управления.

3.13.1КСА ЕДДС должен сопрягаться с автоматизированными системамивзаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом АИУС РСЧС.

Дляобеспечения методической, информационной, лингвистической ипрограммно-технической совместимости КСА ЕДДС с автоматизированнымисистемами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом АИУСРСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое(математическое) обеспечение проводимых расчетов, общиеклассификаторы и словари информации, однотипные технические ипрограммные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУСРСЧС.

3.14ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города,функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышеннойготовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

3.14.1В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточноедежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозуили возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

-прием от населения, организаций и ДДС сообщений о любых чрезвычайныхпроисшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;

-обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за суткидежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

-поддержание в готовности к применению программно-технических средствавтоматизации и средств связи;

-внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также вструктуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС наЧС.

ДДСв режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своимиведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщеннуюстатистическую информацию о ЧС и предпосылках к ним за прошедшиесутки.

Сообщенияо чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфереответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы,незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе иливозникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.

3.14.2 В режим повышеннойготовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшегооперативного дежурного при угрозе возникновения ЧС в тех случаях,когда требуются совместные действия ДДС, входящих в ОСОДУ В этомрежиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

-заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала квозможным действиям в случае возникновения ЧС;

-оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС,органов управления ГОЧС, ЕДДС, городских ДДС и подчиненных ЕДДС силпостоянной готовности;

-получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой вгороде, на потенциально опасных объектах, а также за состояниемокружающей среды;

-прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений подействиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

-корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и плановвзаимодействия с соответствующими ДДС города;

-координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер попредотвращению ЧС или смягчению се последствий.

Вэтом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местнойподсистеме РСЧС, положениями об ОСОДУ и ЕДДС города и ведомственнымиинструкциями.

3.14.3В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся покоманде старшего оперативного дежурного при возникновении ЧС. В этомрежиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.

3.15В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуацииинформационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ,осуществляется через ЕДДС города.

Дляэтого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательномпорядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе илифакте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах,задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах.Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованныхДДС.

3.16Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. Взависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС,характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждомупринятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимыерешения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДСинформация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДСдоводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, атакже до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)


Порядок создания ЕДДСгорода


А.1Для создания ЕДДС города проводится следующий комплексорганизационных и инженерно-технических мероприятий:

-определение и согласование между администрацией города, органомуправления ГОЧС и городскими службами состава существующихдежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различныхвидов ЧС, а также порядка их взаимодействия и информационного обменас ЕДДС;

-уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности,определение и согласование основных мероприятий экстренногореагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

-разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимахее функционирования;

-разработка и утверждение необходимых правовых,организационно-методических и нормативно-технических документов,являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшегосовершенствования ЕДДС;

-получение необходимых разрешений и разработка технического проектасети связи ЕДДС с учетом привязки к сети общего пользования потехническим условиям оператора связи, совершенствование существующихсистем связи и оповещения применительно к задачам и потребностямЕДДС;

-создание комплекса средств автоматизации ЕДДС и его сопряжение свзаимодействующими автоматизированными системами.

А.2Основными этапами создания ЕДДС являются:

-организационный этап, в течение которого решаются организационныевопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

-технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряютсяпрограммно-технические средства ЕДДС города.

А.2.1Для создания ЕДДС города на организационном этапе разрабатываются иутверждаются следующие документы:

-положения об ОСОДУ и ЕДДС города;

-инструкции об обмене информацией между ЕДДС и городскими ДДС;

-дополнения и изменения к действующим инструкциямдежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) идругие.

А.2.2На техническом этапе создания ЕДДС разрабатываются техническоезадание и технический проект на создание АС ЕДДС, в соответствии скоторыми создаются опытный участок и АС ЕДДС, завершается ввод ее вштатную эксплуатацию.

А.3Для придания необходимого юридического статуса ЕДДС установленнымпорядком вводятся в действие типовые положения об ОСОДУ и ЕДДСгорода.

А.3.1В целях создания ЕДДС в конкретном городе разрабатываются на основетиповых положений и утверждаются в городской администрации «Положениеоб ОСОДУ» и «Положение о ЕДДС», инструкции обобмене информацией между ЕДДС и городскими ДДС, а также другиенеобходимые нормативно-методические документы.

А.3.2С целью унификации и стандартизации проектирования автоматизированныхсистем ЕДДС федеральным органом исполнительной власти, специальноуполномоченным на решение задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС,утверждается головная организация по АС ЕДДС.

Дляразработки необходимого методического, специального программного,информационного и технического обеспечения головной организациейпривлекаются специализированные научно-исследовательские учреждения иорганизации заинтересованных министерств (ведомств) РоссийскойФедерации.

А.3.3Головная организация по АС ЕДДС совместно с соисполнителямицентрализованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные городаРоссийской Федерации типовые технические задания и проекты АС ЕДДС,создает их опытные участки, а также обеспечивает научно-техническоесопровождение и сертификацию создаваемых АС и ЕДДС городов.

А.3.4Типовая проектная документация АС ЕДДС разрабатывается для каждойгруппы городов в соответствии с их классификацией, приведенной в«Градостроительном кодексе Российской Федерации»(сверхкрупные города, с численностью населения свыше 3 млн. человек;крупнейшие, с численностью населения от 1 до 3 млн. человек.; крупныес численностью населения от 250 тыс. человек до 1 млн. человек;

большие,с численностью населения 100--250 тыс. человек; средние, счисленностью населения 50—100 тыс. человек; малые города ипоселки, с численностью населения до 50 тыс. человек).

АСЕДДС в городах Москва и Санкт-Петербург разрабатываются по отдельнымтехническим заданиям и проектам.



Содержание


1.Область применения

2.Определения и сокращения

3.Основные положения

ПриложениеА Порядок создания ЕДДС города



Ключевыеслова: чрезвычайная ситуация, единая дежурно-диспетчерская служба,пункт управления, обработка, обмен информацией о ЧС, центр оповещения